Найти в Дзене
Я - эзотерик

Гнев - это плохо?

Никак не могу согласиться с мнением, что от гнева, как и от других «негативных» эмоций, надо избавляться. Меня это мнение пугает.

По-моему, гнев, как боль, помогает понять, что именно с нами происходит. Гнев, как и боль, требует к себе внимания и желания понять, а не отказаться или спрятаться.

Наткнулась на такой текст под заголовком «Не зли меня!»

...

Еще раз подробно представим ситуацию: кто-то стоит в нескольких сантиметрах от вас и орет на вас почем зря. Вам очень хочется ответить тем же или даже хорошенько приложить «собеседника» обо что-нибудь.

Но что, если я вам скажу, что этот человек вчера потерял мать? Или же он переживает тяжелый развод, и вчера у него отобрали права на детей? Вы бы, вероятнее всего, не принимали его гнев так близко к сердцу, а возможно, даже посочувствовали бы.

Что изменилось? Да ничего! Просто предыстория, которую вы себе рассказали, изменила ваш взгляд на ситуацию. Как только вы меняете ваше представление о ситуации — мозг изменяет ваши эмоции по отношению к ней.

Теперь остается последний шаг — простить. И это нужно вам, а не вашему собеседнику. Держать зло на кого-то — это то же самое, что пить яд самому, думая, что умрет кто-то другой.

Автор в заголовке говорит о злости, я поведу речь о гневе. В данном случае разница не принципиальная.

По-моему, ситуация в приведенном тексте описывает два процесса: поведенческую реакцию – это

внешний процесс- и отклик вашего/моего организма на чужой ор – это внутренний процесс. Меня интересует процесс внутренний, глубинный.

Дальше того, на кого наорали, я буду называть местоимением Я.

Итак. На меня орут «почем зря». Во мне всё клокочет, но я по каким-то причинам не могу наорать в ответ, а тем более «приложить «собеседника» обо что-нибудь.». Гнев создает во мне мышечную силу, способную «приложить» собеседника. Мышцы напрягаются, им требуется разрядка. В этот момент я придумываю себе сценарий обстоятельств орущего (это очень непросто в такой момент !), который поможет мне оправдать его ор. Поскольку я всё же допускаю, что он может на меня орать просто в силу эмоциональной распущенности, то есть без всякого оправдания, то мои мышцы до конца не расслабляются. Происходит маленький мышечный зажим. Если ситуации с ором и оправдыванием /пониманием орущего случаются регулярно, то через некоторое время я могу столкнуться с проблемами желчного пузыря. Очевидно, чтобы избежать проблем со здоровьем, надо разбираться зачем именно мне дан именно мой гнев.

Мой гнев изначально сработал как защита: не ори на меня, а то сам сейчас получишь.

-2

От кого/чего я бросилась себя защищать? Другими словами, с какими установками/эмоциями мне надо разбираться.

Приведу все варианты, которые смогла придумать.

1. Я кинулась восстанавливать справедливость в свой адрес. А значит, надо разбираться с тем, почему я считаю, что Мир несправедлив ко мне.

2. Я защищаю себя сама, потому что меня некому защитить. Здесь надо проверить два направления: кто должен меня защищать и от кого.

Возможно ощущение неполноценности из-за отсутствия мужчины рядом.

3. Жалость к себе. "Я – бедная-несчастная. Что я могла сделать в той ситуации?"

Я бы разбиралась с желанием манипулировать и принуждать кого-то решать мои проблемы.

4. Я гневливая, как мой отец.

"Я плохая из-за родителей. Они неправильно меня воспитали. Из-за них я вынуждена разбираться со своим гневом. Я уже многое, что мне досталось от них, в себе исправила. Мне было тяжелее, чем многим, но я стала лучше, чем многие. Это только моя заслуга".

Это гордыня и не почитание родителей. Нужно встать на свое место и восстановить родовой поток любви. Он идет от предков к потомкам.

5. Ошибка в стратегии жизни, отсюда бессилие и зависть

Я защищаю себя от хамства и быдла, которого в моей жизни вообще быть не должно, потому что я своим трудом заработала право жить в лучшем/высшем/справедливом/приличном обществе, которое доступно только избранным.

Я ошиблась, считая, будто заключила некое соглашение с Судьбой: вот сейчас я сильно и честно напрягаюсь: защищаю докторскую или удачно выхожу замуж, зато потом всю жизнь буду жить без проблем и напрягов среди таких же как я милых людей. Но Судьба-то этого соглашения не подписывала. И я живу в том же обществе, в котором живет соседка без докторской степени, и получаю, может быть, ее оплеухи. И зачем тогда я так напрягалась...

Когда отпадет нужда в гневе, как в защите, возможно я не буду так остро реагировать на чужой ор и мне не надо будет придумывать оправдание эмоциональной несдержанности окружающих.