Всем православным христианам хорошо известны главные, важнейшие молитвы, которые наша Церковь сохранила в своем лоне с самых первых веков существования человечества и до настоящих дней. В числе таких вопрошаний к Господу молитвы «Отче наш», «Трисвятое», «Царю Небесный», «Достойно есть», «Символ Веры» и мн. др.
Некоторые из них мы обретаем в Священном Писании, как, например, «Трисвятое», которое буквально является дополненным вариантом песни Sanctus или, иначе, Серафимовской песни, которую «ветхозаветный евангелист», пророк Исаия в своем видении услышал от серафимов, окружающих престол Господа Бога: И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Савао́ф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3). Или же новозаветные слова молитвы «Отче наш» (Мф. 6:9-13; Лк.11:2-4), которую святые апостолы получили из уст самого Спасителя в качестве ответа на вопрошание: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих (Лк.11:1).
Многие другие молитвы мы не сможем найти в Библии. Они являются результатом великого труда святых. Они, освящаемые Духом Святым, создавали молитвословия для христиан будущего времени, для всей Святой Церкви. К таким молитвословиям можно отнести «Символ Веры», который вмещает в себя все основные христианские вероучительные истины, «Царю Небесный», воспевающее третье лицо Пресвятой Троицы — Святого Духа, или же молитву «Пресвятая Троице», восхваляющую Господа в Его нераздельном единстве и множественности.
Подобна этим гимнам и молитва оптинских старцев, историю, смысл и церковнославянский текст которой мы разберем в этой заметке.
Наследие старцев Оптинской пустыни
Существует предание, что слова молитвы оптинских старцев принадлежат авторству самого известного из этих святых людей — преподобному Амвросию (Гренкову). Другие же старцы, жившие после святого Амвросия, прибавляли к тексту молитвы свои личные прошения. По иной версии эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, подвизавшимися в обители незадолго после ее закрытия в 1923 году, или же последним старцем-изгнанником этого святого места преподобным Никоном (Беляевым).
Насельник и экскурсовод Оптиной Пустыни иеромонах Исаакий (Гусев) обращает внимание, что, вероятно, молитва эта стала синтезом, собранием личных прошений к Богу последних святых Русской Православной Церкви — ее новомучеников и исповедников, пострадавших в годы страшного гонения XX столетия: «Легко представить себе ситуацию, когда к священнику приходит человек, изливая свое великое горе, и спрашивает — как ему молиться? А ведь молитвословов нет, книг нет, да и сам человек неграмотен. Что может сделать священник? Ему ничего не остается, как только предложить этому несчастному несколько кратких молитвенных прошений к Богу, простых, но жизненно необходимых для души человека в период тяжелых испытаний. В то время многие люди, находясь в лагерях, вообще могли молиться только своими словами, сохраняя при этом правильный дух и смысл молитвы. Вот так примерно и возникла „молитва оптинских старцев“».
Получается, что данная молитва неспроста названа в честь святых старцев. Их верные ученики, претерпевшие за свою веру нападки со стороны светских властей, смогли сохранить поучения своих наставников, пронести их сквозь страшное время и передать нам в виде столь замечательного молитвословия, в котором чувствуется великий дух и неумолимая сила монашества Святой Руси.
Господи, дай мне встретить день сей!
Молитва оптинских старцев разделяется на три части, каждая из которых обозначается обращением к Богу в звательной форме: Господи.
Первые прошения молитвы звучат следующим образом: Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Из этих слов становится ясно, что в первой части мы испрашиваем у Создателя благословения на наступающий день, молим Его быть благосклонным ко всем нашим начинаниям, просим помощи и поддержки Его Святой воли во всякое время грядущих суток. Подобно царю и псалмопевцу Давиду мы восклицаем Господу: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (Пс. 39:9).
Исполнение и следование Божией воле — одна из главных задач человека на земле. Преподобный Исихий Иерусалимский говорит об этом так: «Если не сотворит человек воли Божией и закона Его посреди чрева, т. е. посреди сердца, то и вне не может он исполнять его».
Особое внимание стоит уделить языку рассматриваемой молитвы. Она была создана в XX веке, в то время, когда церковнославянский претерпевал некоторые изменения в сторону сближения с русским литературным языком, созданным А. С. Пушкиным.
Поэтому мы не найдем в этом тексте архаичных, сложных для понимания современного человека слов и конструкций. Обратимся к фразе: Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. В церковнославянском языке есть специальное слово, которым обычно обозначается душевное спокойствие и благодать, — это слово миръ. Причем стоить отличать это форму от омонимичной міръ с церковнославянской буквой i (и десятиричная), которая означает «Вселенная, Земля, люди». В фразе наступающий день причастие можно заменить на более торжественное грядущий.
Таким образом, на церковнославянском языке, более приближенном к языку святых братьев Кирилла и Мефодия, прошение могло бы звучать так: Господи, дай мне в мире встретить все, что принесет мне грядущий день.
Во всех делах руководи мною!
Следующая часть молитвы содержит такие слова: Господи, какие бы я ни получал известия в течение дня, научи мне принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Вторя предыдущим прошениям, мы сокрушенно обращаемся к Господу с просьбой усмирить страсти наших душ и тел, чтобы не раздражаться на окружающих людей, случающиеся события, а, напротив, принимать их со смирением и упованием на милость Божию.
Наставляя своих учеников, Иисус Христос говорил: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос (Мф. 23:8,10). Святые старцы Оптиной Пустыни отлично помнили Священное Писание, многие из них знали его наизусть. Поэтому, вспоминая эти слова Спасителя, в своих молитвах просили Его наставить на истинный путь: Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
В последнем прошении Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая используется характерная для русского языка конструкция с двойным отрицанием никого не смущая и не огорчая. С точки зрения грамматики церковнославянского языка такой синтаксис неуместен, и его можно заменить словами никогоже смущая и огорчая, в которых отрицание используется только один раз.
Господи, руководи мною и научи мя!
Заканчивается молитва следующими прошениями: Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь.
Этими словами мы просим Господа укрепить наши душевные и телесные силы и помочь нам преодолеть все посылаемые нечистыми духами искушения. В первую очередь в поддержке нуждается человеческая душа, а затем уже и тело. На это указывает и сам Господь: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10:28).
Эти слова Спасителя преподобный Макарий Оптинский поясняет следующим образом: «Душа-то больше тела: тело поболит, да и тем кончится, а душевная-то болезнь простирается в вечность; избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление». Нам необходимо заботиться о своей душе, блюсти ее чистоту, помня, о том, что в ней хранятся ключи к Царствию Небесному.
Каковы же эти ключи? Об них повествует последнее прошение молитвы оптинских старцев: Руководи моею волею и научи каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь. Оно отсылает нас к посланию к галатам святого апостола Павла и показывает дары Святого Духа, освящающие человека: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22-23). Исполняя указанные добродетели на земле, человек приготавливает себя к тому, чтобы стать сопричастником Божественной славы на небе.
***
Молитва оптинских старцев — замечательный пример смирения человека перед Богом, надежды на Его неизреченную милость. Это молитвословие известно даже малоцерковным людям. А люди церковные нередко включают ее в свое регулярное молитвенное правило, ведь эта молитва так емко и точно выражает мысли и чувства, с которыми верующий человек встречает новый день.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил диакон Станислав Сатюков.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»