Пример детско-родительских отношений через контроль телефона подростка.
Давайте посмотрим на эту ситуацию с разных точек зрения.
Минутка теории.
В прошлом посте я упомянула психологический возраст.
Упрощенно, это тот возраст, на который мы ощущаем собственное «Я» в окружающем мире.
Хронологический возраст и психологический могут не совпадать.
Например, если взрослый человек считает, что от него ничего не зависит. Не стремиться к решению вопросов. Ждет чьего-то решения со стороны. Это похоже на наше раннее детство, когда на ручках у мамы тепло. Делать ничего не надо. Все само откуда-то берется.
Т.е. будучи 60 ти летнем, вполне можно быть 4хлеткой в каких-то сферах. При этом можно быть и взрослым, например, в сфере своих профессиональных компетенций.
Вернемся к нашему подростку.
Вы, как родитель, что показываете подростку отбирая и контролируя его гаджет?
«Ты маленький, не можешь за себя отвечать, поэтому я буду за тебя решать!»
С другой стороны, у подростка уже свое видение себя. Есть внутренний бунт, свое мнение на эту жизнь, «родители нифига не понимают!». Он, внутренне видит себя старше.
Теперь давайте глянем в понятия взросление. Это не только про биологические показатели ( рост, вес и гормоны). Это еще и про мышление, возможность вести разговор, брать ответственность, видеть последствия и многое другое. Эмоционально-волевая структура сюда же.
Прошлый опыт общения с вами, детский темперамент вносят свои коррективы в то, как ребенок реагирует на ваше мнение о его способностях. Кто-то будет доказывать, что он не маленький ( и как правило не словами). Например, видя образец взрослых отношений, где мама и папа общаются на повышенных тонах, ребенок будет доказывать свою правоту демонстративно. Хлопанье дверьми, крики, импульсивность.
А кто-то, зная, что мама все равно не услышит – примет безвольную позицию. «Ну окей, раз мама меня считает маленьким, буду маленьким во всем». И проявляется через безынициативность, ожидание решений со стороны. Будет отсиживаться. Везде. В школьных делах. В отношениях со сверстниками.
Для подростка гаджет сейчас очень много. Это признак взрослости, коммуникаций. Но мы же с вами понимаем, что это и вероятная зависимость. Кстати, с точки зрения гаджетозависмости – отбирание предмета вожделения не решает проблему, а создает ареол ненависти. К вам.
Это нужно решать совсем иначе. Но это отдельный разговор.
Вернемся в наши психологические возраста.
А чего бы вам хотелось от ребенка? Возможно того, что ребенок будет сам контролировать время на телефоне. Да, есть место для игр. Но и есть место для учебы. И баланс здесь вы, вполне бы себе, приняли. Да? Нет?
А кто может взять ответственность? Более осознанный человек? Более взрослый?!
Замкнутый круг получается
«Я родитель, диктую ребенку» => «Ребенок подчиняется» => «Ребенок не берет ответственность, ждет указаний» => и возвращаемся в начало
Если вы хотите взрослых решений от ребенка касательно учебы, здоровья, гаджетов, комнаты, самообслуживания. То только вы можете запустить новый формат отношений.
Это оооочень сложно. И ребенок будет косячить, а вы внутренне будете думать «Какого черта, мы ведь договаривались!».
Но! если обсуждать это с ребенком. Помогать ему видеть последствия. Подсвечивать его взрослые решения (кстати, это принципиально важно!!! ведь не везде он малыш. Ведь что-то делает осознанно.). То вы увидите, что ребенок начнет иначе относится к себе.
=========================
Вопросы вам про любую ситуацию (не только про гаджеты):
В этом возрасте, по вашему мнению, он может уметь/делать…..?
А даёте советы/ делаете вы за него, как за ребенка, которому/который….?
Что он в этот момент узнает о себе и своих возможностях?
Какой посыл вы транслируете относительно того, что вы думаете о его самостоятельности?