Найти в Дзене
Учусь жизни у кота

Не видишь? Включи фем-опику, помогает

Оглавление

Я раньше тоже не видела, совершенно искренне.

Феминистская оптика - это восприятие и оценка чего-либо с позиции феминизма.

Пример от Насти Красильниковой:

Несколько лет назад, до появления в моем мировоззрении фем-оптики, я сама считала свист вслед малоприятным, но все же подтверждением собственной привлекательности.

Смотреть через фем-оптику можно не только на свою собственную жизнь, но и на всё вокруг: на фильмы и книги, на психологию, на искусство, на историю и даже на еду.

Учишься в школе и не задумываешься даже о том, как мало женских трудов изучаешь. Из поэтесс только Ахматова да Цветаева. Не изучаем даже “У войны не женское лицо” Алексиевич, где подробно описывается женский опыт тягот войны.

Многие вспомнят, произведения Солженицына о периоде репрессий, но мало кто знает о произведении “Путь” Ольги Адамовой-Слиозберг, которая как и Алексиевич описывает женский опыт.

Даже при СССР проходили много политических вещей, но ничего не знали ни про Александру Колонтай, которая упорно продвигала повестку женской эмансипации, ни про Ядгар Насриддинову - политическую деятельницу из Узбекской ССР.

Дефолтный опыт - мужской опыт.

Мы изучаем с самого раннего возраста именно мужские взгляды, а всё женское считаем чем-то вторичным. Как будто мы - меньшинство. И мы привыкаем воспринимать это как норму. Думаем, что, раз не изучается это, значит, этого и не было.

Есть ещё прикол восприятия. Слышали же, наверное, что женщин в кино, мол, стало больше, чем мужчин? Так вот: не стало.

Результаты исследования Дейла Спендера показывают, что даже если женщины говорят мало, их все еще воспринимают как «заполняющих пространство» – потому что мир привык, что девушки служат декорацией во множестве социальных ситуаций.
feminism visually
feminism visually

Исследование говорит, что даже когда в фильме соблюдено правило, по которому на экране ровно 50% женщин и 50% мужчин, люди будут воспринимать его как шоу с доминирующими женскими персонажами!

Да, сейчас выходит чуть больше фильмов с сильными женскими персонажами, чем раньше, но это совсем не значит, что девушек в киноиндустрии стало больше, чем мужчин.

Просто в кино появилась хоть какая-то видимость женских персонажей

За последние несколько лет персонажи-мужчины говорили в фильмах более чем в два раза чаще, чем женщины.

Кроме того за последние годы:

  • женщины исполнили 2 тысячи ролей, а мужчины — 4,9 тысяч
  • режиссёры мужского пола в 12 раз чаще снимают фильмы
  • мужчин-сценаристов в 7 раз чаще вовлекают в проекты
  • мужчин-продюсеров работает больше в 3 раза

Нам может казаться, что с женскими ролями «перебор», потому что мы привыкли к другому соотношению с пелёнок.

Нельзя же позволить, чтобы женские персонажи были лучше представлены, чем мужские, – это оскорбительно по отношению к тем, кто годами занимал доминирующую позицию и чувствовал себя отлично, угнетая женщин.

И понятно, что это работает не только в кино.

Фем-оптика важна во всех сферах жизни, потому что это банально повышает безопасность женщин, видимость женщин, позволяет привлечь внимание к нашим потребностям, которые игнорируются из-за “мужского дефолта”. Можете погуглить про ремни безопасности, например. В целом, это позволяет увидеть мир под другим углом и развить своё критическое мышление.

Однако, это бывает больно. Бывает, ты что-то или кого-то любишь, а оно, оказывается, не любит тебя.

Мне, например, было очень больно и мерзко, когда любимый Шевчук высказывался против Севастополя и Крыма. Я до сих пор не могу слушать его песни, на которых выросла.

Я нашла вот такой хороший текст авторки Yana Serra и не вижу смысла его сокращать. Он прекрасен.

Фем-оптика - это красная таблетка, после которой Матрицу ты уже не видишь, а видишь мир, где живые люди стали ресурсом, который качают, как нефть.
Простите уж за банальную метафору.
И у всего теперь вкус склизлой овсянки: и у лобстеров, и у манго, и даже у любви.
Закрыть глаза обратно можно, но очень-очень сложно.
А пока придется смотреть на реальный мир.
Терять людей, с которыми прошли самые тяжелые темы - и не сломались ни на Немцове, ни на Навальном, ни даже на том, чей Крым.
А вот на том, сколько детей должны рожать женщины - сломались.
Терять любимые книги и фильмы. Росли с ними, переосмысляли. В десять лет это было про дружбу, в тридцать - про смелость быть собой, в сорок пять - про мир, который больше не для тебя. А с фем-оптикой выясняется, что мир для тебя никогда и не был.
Оказывается, все это время под "людьми" ты имела в виду в том числе и женщин, а теперь отчетливо видно, что речь только о мужчинах.
А себя в картинку ты просто подставляешь привычным усилием воли.
Оказывается, половина мира так не делает. Не делает! Нет у них прокачанной мышцы притвориться, что это про тебя тоже, если история про человека другого пола. Они ее смотрят со стороны. И персонажей-девочек в играх выбирают как объект для любования на подпрыгивающую на экране задницу, а не как своего аватара.
Нельзя развидеть, как "девушка становится женщиной" у любимого писателя ни в коем случае не в постели, как вы могли подумать! Он не такой! Нет, конечно - за кухонной плитой происходит эта метаморфоза. У мальчиков в бою, а у девочек - на кухне.
И лучше не перечитывать, не пересматривать. Не поднимать эту тему с друзьями.
Потому что феминизм - это потери. А фем-оптика - это больно.
Вынимать одни глазки и вставлять другие - больно.
Вытягивать из себя ветвистую систему мер и убеждений, проросшую за долгие годы в нервы, в мышцы, в кости - конечно, больно!
Мы раньше часто спрашивали друг друга - слушайте, а эта пустота и боль - они теперь навсегда?
После того, как мы согласились, что закрывать глаза не вариант.
После того, как вокруг не стало друзей.
После того, как уютное пространство сказок оказалось домиком злой колдуньи, где тебя убаюкивают только для того, чтобы не сопротивлялась, когда будут жрать.
Давно не спрашиваем.
А ведь приходит все больше женщин, которые по разным причинам выбирают феминизм. И им сейчас тоже больно, как было нам. И очень одиноко - хотя и меньше, чем было нам.
Но с ними никто об этом почти не говорит. Я не вижу.
О том, что потери неизбежны. Что рост - всегда боль. Что это не значит, что происходящее - неправильно. Наоборот, теперь-то это боль от скальпеля, вырезающего все ненужное, а не боль от воспаления.
Только иногда очень тяжело быть тем человеком, кто тащит за руку из пряничного домика и тем, кто объясняет, как у нас тут, вне Матрицы, все устроено.
Вестником, принесшим новости о поражении в битве, случившейся еще до твоего рождения.
Но однажды будет и победа. Честное слово. Однажды кроме минусов, начнутся и плюсы.
Сейчас мир меняется - и в книгах, в фильмах, в политике все больше женщин на правах людей. Становится легче. Нам, пережившим, точно становится. Поэтому мы и забываем писать о потерях, которые уже пережили.

Лично мне это не было так уж больно. Наоборот. Для меня это открытия, "а что, так можно было?!", восторг, иногда мандраж, иногда тягучая печаль, иногда желание извиниться перед кем-то из знакомых девчонок.

Но я никогда не осужу женщину, которая не хочет эту красную таблетку

Да, я опасалась потерять друзей, но, в конце концов, зачем мне друзья, которые не понимают главного, для которых какие-то свои устаревшие убеждения важнее, чем я? И я практически никого и не потеряла, а обрела так многих.

Даже если больно, то нет, это не навсегда. И рост не всегда через боль.

И ты не одна.

Все материалы на этом канале - моё субъективное мнение. Оно не является призывом к отказу от деторождения. Решение о рождении ребёнка принимает только лично женщина.

Источники:

Википедия, Призма феминизма, Феминизм наглядно, heroine.ru, Отчёт Лаборатории анализа и интерпретации сигналов Витерби при университете Южной Калифорнии, Yana Serra.