«Она пугает меня» — с этих слов начинается фильм «Корсаж» о сорокалетней императрице Австрии Елизавете. Фильм стал номинантом Каннского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Вики Крипс победила в номинации «Особый взгляд Каннского кинофестиваля — лучшая актриса». 20 октября Russian World Vision выпускает фильм «Корсаж» в российский прокат. Наш выпускающий редактор Вика Анистратова посмотрела его перед премьерой и делится отзывом.
О чём фильм «Корсаж»
Легендарная принцесса Сисси, будущая императрица Елизавета Австрийская, считается самой красивой женщиной своего времени. Её причёски и наряды стремятся повторить все европейские модницы. Но вот наступает Рождество 1877 года, Елизавете исполняется 40 лет. Теперь, по мнению окружения, она считается стареющей женщиной. И тогда Елизавета разворачивает хитроумную борьбу за свой блистательный образ.
Как возник миф о прекрасной Сисси
Наверняка вы видели эту картину. Красивая статная девушка стоит к зрителю вполоборота. Её тончайшую талию обнимает воздушное белое платье, а длинные каштановые волосы, заплетённые в корону из кос, украшают звёзды. На её юных щеках расцвёл лёгкий румянец, а губы застыли в лёгкой улыбке. Такой многие привыкли видеть Елизавету Баварскую — женщину, которую называли самой красивой в XIX веке. Миф об австрийской императрице на многие годы пережил саму Елизавету.
Я помню, как ещё девочкой смотрела мультфильм «Принцесса Сисси». Это была вольная интерпретация жизни Елизаветы Баварской. Её представляли как добрую и отзывчивую девушку, которая смело бросалась навстречу приключениям, но при этом всегда оставалась утончённой принцессой, которая дружила с животными.
Затем были фильмы с Роми Шнайдер. И снова Сисси представала божественно красивой, мягкой и доброй девушкой, которая всем сердцем любила своего императора, сталкивалась с трудностями и стойко их преодолевала. Словом, это были романтичные сказки о любви австрийского императора и баварской принцессы. Сложно не поддаться такой красивой истории.
Фильм Мари Кройцер — это совсем другая история Елизаветы. Тёмная, мрачная и, кажется, более жизненная.
Что может понравиться в фильме
Новый взгляд на Елизавету Баварскую
Миф о доброй и счастливой принцессе Сисси крепко засел в поп-культуре. Её история действительно на первый взгляд похожа на классическую сказку Disney. Девушка, что выросла в окружении природы и животных, попадает во дворец молодого австрийского кронпринца Франца-Иосифа. Её сестра Елена должна стать его невестой и будущей императрицей, но взор юноши упал на очаровательную Сисси. Их любовь преодолевает все трудности и побеждает. Елизавета становится женой Франца-Иосифа, а после и императрицей.
Однако в реальности всё было не так сказочно. Елизавета быстро устала от придворной жизни. Она не была готова к ограничениям и деспотичному контролю со стороны матери Франца-Иосифа эрцгерцогини Софии. Ей запретили воспитывать собственную дочь, ограничили круг общения. Супруг был слишком мягок, чтобы возразить матери. Елизавета начала замыкаться в себе и с годами становилась всё более меланхоличной.
В фильме Кройцер перед нами предстаёт не принцесса Сисси, а императрица Австрии Елизавета. В ней чувствуются усталость и отчуждённость. Она почти не общается с супругом, избегает публичных мероприятий. Собаки, лошади и дети — единственное, что вызывает её искреннюю улыбку. Она ищет свободы и при любом удобном случае сбегает из габсбургского дворца. Елизавета курит (да, историки подтверждают), занимается гимнастикой и верховой ездой, навещает мрачную психиатрическую лечебницу, стараясь помочь её пациентам.
Этот образ призван если не разрушить, то хотя бы пошатнуть миф о принцессе Сисси. Потому как он отражается не только на самой Елизавете. Образ принцессы Сисси как идеальной женщины — это и золотая жила для австрийских сувениров, и лекало, с которым сравнивают женщин в целом. Даже Роми Шнайдер, исполнившая роль Елизаветы, подпала под влияние мифа о Сисси. Она долго не могла отделаться от своего образа, и её раздражало, что в ней продолжали видеть розовощёкую баварскую принцессу.
Вопрос о роли женщины в обществе
Мари Кройцер говорит, что её фильм ещё и о положении женщин. Она считает, что история не внесла существенных изменений в женскую судьбу, несмотря на эмансипацию. Красота по-прежнему остаётся главным критерием, по которому оценивают девушек. Становясь старше, они превращаются в изгоев для общества. Женщин обвиняют в тщеславии, если они пытаются сохранить молодость. Но также критикуют их морщины и седые волосы.
В фильме действительно хорошо показано, как Елизавета стала жертвой собственного образа. Она ужинает двумя дольками апельсина, каждый день взвешивается, одержимо тренируется и принимает холодные ванны, требует затянуть её корсет как можно туже. Это малая часть того, что на самом деле предпринимала императрица Австрии, чтобы сохранить молодость и красоту. Некоторые историки уверены, что в попытках оставаться стройной Елизавета страдала расстройством пищевого поведения.
Даже та малость, что показана в фильме, выглядит изматывающе. Пока окружающие наслаждаются пиром, Елизавета доедает свой ломтик апельсина. Она закрывает лицо вуалью или веером, чтобы никто не заметил морщины. Выжидающе смотрит, что покажут весы. В этом узнаётся и наша реальность. После тридцати общество списывает женщин, отдавая предпочтение юным девушкам. Внешность знаменитостей обсуждают в таблоидах. Количество страдающих от РПП ужасает.
Фильм Кройцер говорит и о предназначении женщин. Австрийский двор определил для Елизаветы единственную роль: рожать наследников и поддерживать императора. Но она больше чем это. В ней чувствуются свободный дух, живой ум, страсть к приключениям. Когда императрица получает возможность, хоть и ненадолго, жить так, как хочет, мы видим совсем другую Елизавету. Лёгкую, счастливую. Но стоит ей вернуться во дворец, как улыбка тут же покидает её лицо. Фильм словно спрашивает: так ли сильно изменились гендерные роли за сто лет?
Что может смутить
Обманутые ожидания
В описании фильма меня зацепило последнее предложение: «Елизавета разворачивает хитроумную борьбу за свой блистательный образ». Я ожидала, что главная героиня будет ставить на место всех, кто решит усомниться в её красоте. Но фильм шёл, а я так и не заметила в нём «хитроумной борьбы». Большую часть времени мне предстояло смотреть за неспешными буднями императрицы. К середине картины это начало раздражать. Словно мои ожидания обманули. И только к концу фильма вдруг возникло то, что, наверное, и было борьбой Елизаветы.
Елизавета устала изображать из себя красивую куклу. Вот уже 22 года она послушно исполняла роль «лица империи», отказывая себе даже в удовольствии вкусно поесть. Она подговаривает свою подругу графиню Мари Фестетикс заменять её на публичных мероприятиях. Теперь Мари, а не императрица, будет есть апельсины и затягивать корсет. Ради этого героиня даже запрещает Фестетикс выйти замуж. Это был интересный ход, хотя, признаюсь, меня покоробила подобная взбалмошность императрицы, и это подпортило отношение к главной героине.
Финал фильма далёк от реальных событий
Зовите меня брюзжащим консерватором, но я не люблю чрезмерное искажение исторических фактов там, где в этом нет необходимости. Судьба знаменитостей, особенно тех, кто жил в XIX веке и раньше, всегда оставляет простор для трактовки. Фильм «Корсаж» допускает художественные вольности, хотя якобы старается изобразить последние годы жизни Елизаветы Баварской так, как их засвидетельствовали историки. Однако концовка для меня стала неприятной. По моему скромному мнению, некоторые факты жизни публичного человека лучше передавать точно. Как в случае с Елизаветой.
В последних кадрах фильма мы видим, как императрица и её фрейлины поднимаются на борт парохода. Вместо настоящей Елизаветы стоит её подруга Мэри. А сама Елизавета, с коротко остриженными волосами, прячется в её свите. В следующем кадре она поднимается на нос корабля и срывается вниз.
Такое режиссёрское решение мне не понравилось из-за реальных обстоятельств смерти Елизаветы. Она погибла на 20 лет позже в результате покушения анархиста Луиджи Лукени. Изначально он собирался напасть на герцога Орлеанского, но разминулся с ним. Императрица Австрии показалась ему достойной альтернативой. Гибель Елизаветы Баварской от рук фанатика — печальный финал и без того трагичной судьбы. Потому кажется нечестным заменять одни события на другие. Впрочем, возможно, я просто не разгадала замысел режиссёра.
Стоит ли смотреть «Корсаж»
Фильм «Корсаж» — это новый взгляд на Елизавету Баварскую, попытка отделить реального человека от мифической богини. Есть вопросы к некоторым историческим фактам, особенно в финале, и игнорировать их трудно.
Но это красивый фильм. Сцены наполнены костюмами, музыкой и хорошей актёрской игрой. Вики Крипс замечательно передала и меланхолию, и взбалмошность Елизаветы. Если любите фильмы с неторопливым ритмом, которые смакуют каждую сцену и маленькими шагами подводят зрителя к кульминации, у «Корсажа» вполне есть шансы пополнить ваш список понравившегося кино.
⏳ Фильмы о реальных людях и событиях
Каким получился сериал «Нулевой пациент» о первой вспышке ВИЧ в СССР
Почему фильм «Блондинка» плох сам по себе и оскорбителен для памяти Мэрилин Монро