Хочу вам показать пример абсолютного дилетантства со стороны эксперта, чей титул признан широкой публикой и чьё мнение для неё авторитетно. Есть такой персонаж Евгений Коган. Это очень медийная личность в сфере финансов. Он регулярно цитируется в ведущих бизнес изданиях и не раз появлялся на телевидении. А его профессиональными регалиями можно только восхищаться, поскольку господин Коган является партнёром в управляющей компании, президентом инвестиционной группы, профессором ВШЭ и автором телеграм канала со 130 тысячами подписчиков.
Евгений Борисович давеча написал, что при мультипликаторе EV/EBITDA=13 Tesla слишком дорогая (на самом деле ещё дороже, ибо EV/EBITDA=37) и решил порассуждать о рынке производителей электромобилей — в кого ещё можно инвестировать? В его обзор попали XPeng Motors, NIO и, внимание, Nikola! Сразу скажу, что Коган не даёт прямых рекомендаций и делает формулировки обтекаемыми, типа «история интересная, хотя рискованная, но агрессивному инвестору она может принести хорошую доходность». Однако это нисколько не облагораживает автора.
Из текста Когана видно, что он ничего не знает про скандал с Hindenburg Research. А больше всего меня впечатлила гистограмма, которой он делится, подкрепляя результаты своего «анализа». На этом графике коэффициент P/S Николы (отношение цены к продажам) равен 6.9, при том, что у Николы вообще нет выручки! Только не думайте меня подловить, я то смотрю отчётность по SEC 10-Q и знаю, что несколько десятков тысяч (sic!) долларов в revenue у многомиллиардной компании есть, но сумма настолько мала, что все сервисы вроде Yahoo Finance выводят ноль.
Надо сказать, что Евгений Борисович не высказывал особых предпочтений к $NKLA. Ему больше понравились $NIO и $XPEV. Только их P/S мультипликаторы тоже многократно занижены. Откуда брались все эти цифры мне вообще неизвестно. Либо это первый бездумно взятый из интернета график, либо ему их рисуют халатные первокурсники. Я понимаю, что каждый может что-то проглядеть или где-то обсчитаться, но в заметке Когана буквально все финансовые показатели ложные. Это просто недопустимо для реального эксперта. Если у него такой подход к авторскому ремеслу, то у него такой же подход и к профессиональной деятельности.
Однако весь цимус в том, что авторское ремесло и есть профессиональная деятельность Евгений Когана. Если человек действительно управляет большим капиталом с хорошей доходностью, то он запустит хедж-фонд, а не бота с инвестиционными идеями по подписке. Думаете иначе? Зайдите на сайт инвестиционной группы, президентом которой он является, а лучше пробейте её по СПАРК-Интерфаксу или СБИСу и убедитесь, что это угасающее микропредприятие. Коган вводит в заблуждение массу людей и получает национальную премию «Персона Года 2020». Да, в таком мире и с такими «авторитетами» мы живём.
Со вчерашнего вечера запись Евгения Борисовича про рынок электромобилей собрала более 25 000 просмотров и осталась без изменений. То есть его никто не поправил. А судя по взаимным упоминаниям, Когана читают владельцы крупнейших финансовых каналов в Телеграме, среди которых есть множество других трейдеров. Невольно возникает вопрос о качестве их контента, хотя на всех кидаться не следует. Может у меня сверхэкзотические интересы и только я, зная подробности истории Николы, сразу заподозрил неладное? Не знаю.
К чему я это всё?
Мосбиржа сообщает о небывалом росте брокерских счетов. Миллионы людей впервые инвестируют в фондовый рынок и ищут мнение, на которое можно ориентироваться, а количество «экспертов» с публичным мнением растёт соразмерно спросу. Не верьте слепо авторитетами! Если бы все они были подлинными, то история бы не знала финансовых кризисов. Но всё иначе: толпа смотрит на Коганов (что можно купить?), инвестбанкиры на толпу (почём можно продать?), капиталисты на инвестбанкиров (сколько можно вложить?). Схема двунаправленная, лавэха мутится, пузыри дуются.
Продолжение истории
Основатель производителя электрогрузовиков Nikola Тревор Милтон признан виновным в мошенничестве и обмане инвесторов по трём статьям из четырёх. Его ждёт до 25 лет тюрьмы. Компанию он основал в 2014 году и привлекал деньги с помощью красивых видеопрезентаций, на которых его грузовики катились с горки, но преподносилось это так, словно они движутся на электротяге.
Основатель производителя электрогрузовиков Nikola Тревор Милтон обманывал инвесторов «практически во всех аспектах бизнеса», следует из обвинительного заключения прокуратуры Нью-Йорка.
Nikola вышла на IPO через SPAC в 2020 году. На пике акции доходили до $90, сегодня они стоят $3. И на этом месте я хочу напомнить вам про «гуру фондвого рынка» Евгения Когана c 280 тысячами подписчиков в Телеграме, который в декабре 2020 после скандального расследования Hindenburg Research упоминал акции Nikola в качестве инвест рекомендации. В тот момент бумаги были примерно на 500% дороже, чем сейчас.
И я тогда написал, что сей господин гонит полнейшую пургу, после чего Евгений Борисыч связался со мной и потребовал публичных извинений. Он блатанул рядом фамилий с рынка, чтобы я убедился в его экспертности, и сказал, что он очень крутой, потому что у него есть Блумберг терминал, который предоставляет дорогостоящее знание в виде прогнозных показателей, хех. Всё это я уже описывал и объяснял, почему мне нет никакого дела до его форвардных P/E в Блумберге.
Сейчас Коган активно рекламируется с помощью сообщений, начинающихся с фразы «Он — ясновидящий?». Нет, он не ясновидящий. Он прохиндей, будьте осторожнее :-)
(с) автор Илья Пестов, по ссылкам публикации из которых собрана статья