Найти тему

Фрида Кало: страдания, стоящие за ее картинами

Оглавление

Фрида Кало, "Размышления о смерти", 1943, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика. Фрагмент.
Фрида Кало, "Размышления о смерти", 1943, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика. Фрагмент.

Одной из самых известных художниц 20-го века была Фрида Кало. Она стала международной иконой нашего времени не только благодаря своим картинам, но и благодаря своей истории - истории независимости, эмансипации, свободы и страданий.

Образ "Фриды Кало" стал очень популярным в нашем обществе: мы можем найти ее лицо или произведения искусства на красочных и ярких футболках, серьгах, чашках и всевозможных товарах. Однако мы не должны забывать, что ее жизнь и ее художественная карьера были испорчены страданиями с самого начала. Давайте посмотрим, какое влияние ее бурная жизнь и слабое здоровье оказали на ее творчество.

Сломанное тело

Когда Кало было шесть лет, у нее диагностировали полиомиелит. Эта болезнь искалечила ее правую ногу, поэтому она начала скрывать свою болезнь длинными брюками и мексиканскими юбками. Из-за ее хромоты в детстве другие дети часто издевались над ней и не общались.

Но трагическим событием, оказавшим наибольшее влияние на ее жизнь, была разрушительная авария с участием троллейбуса. В 1925 году, когда она возвращалась домой, автобус, в котором она ехала, врезался в троллейбус. Кало пережила аварию, но с ужасными последствиями: железный поручень пронзил ее насквозь через таз, сломав кость, а также она сломала ноги, ребра и ключицу.

Физическая и душевная боль

Фрида Кало, "Сломанная колонна", 1944, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.
Фрида Кало, "Сломанная колонна", 1944, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.

Начало творческой карьеры Кало совпадает с ее выздоровлением после несчастного случая. Поскольку она провела 3 месяца, обездвиженная в гипсе на все тело, ее отец подарил ей свои старые краски, а у матери над кроватью было зеркало. По словам Фриды, это послужило началом для нескольких автопортретов:

"Я рисую автопортреты, потому что я так часто одна, потому что я человек, которого я знаю лучше всего".

Физические и душевные страдания тесно взаимосвязаны в ее картинах; несчастный случай навсегда подорвал здоровье Кало, и ей пришлось делать операции всю свою жизнь. Картина "Сломанная колонна", например, показывает нам, что она чувствовала себя разбитой внутри и снаружи, как будто единственное, что держало ее вместе, был корсет. Множество гвоздей прокалывают ее тело, а ее лицо полно слез.

Фрида Кало, "Без надежды", 1945, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.
Фрида Кало, "Без надежды", 1945, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.

"Без надежды" представляет собой момент в жизни Кало, когда она чувствовала себя по-настоящему уязвимой: из-за отсутствия аппетита она недоедала, поэтому ей приходилось соблюдать строгий режим питания. Здесь художница, кажется, заперта в своей постели, плачет, в то время как на деревянном мольберте над ней вместо холста воронка, еда проваливается в её, а Фрида смотрит прямо на зрителя, словно моля о помощи.

Фрида Кало, "Раненый олень", 1946 год, коллекция Кэролин Фарб, Хьюстон, Техас, США.
Фрида Кало, "Раненый олень", 1946 год, коллекция Кэролин Фарб, Хьюстон, Техас, США.

На этой картине Кало изображает себя оленем, раненным девятью стрелами. Кало написала его после неудачной операции на позвоночнике, которая только усилила ее боль. Как и во многих других работах, предметом является пустынный, пустой пейзаж, который показывает чувство одиночества и отчаяния художника. Однако у "Раненого оленя" есть и другие интерпретации; некоторые критики говорят, что Кало также хотела изобразить боль от второго брака с художником Диего Риверой.

Фрида и Диего Ривера: Бурная история любви

"В моей жизни произошло два больших несчастных случая. Одним из них был троллейбус, а другим был Диего. Диего был, безусловно, самым худшим". Фрида Кало

В 1929 году Кало впервые вышла замуж за Диего Риверу, мексиканского художника и монументалиста. Ей было 22 года, а ему почти 43. Он уже был дважды женат и имел четверых детей. Это была страстная, но беспокойная история любви, полная лжи и обмана. Как написала Кало в письме, она думала, что им суждено быть вместе, несмотря ни на что, и даже если он продолжит причинять ей боль, она просто не сможет перестать любить его.

Фрида Кало, "Несколько маленьких ударов", 1935, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.
Фрида Кало, "Несколько маленьких ударов", 1935, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.

Но в 1934 году отношения в конце концов достигли критической точки: Кало стало известно о романе между ее мужем и ее сестрой Кристиной Кало. Фрида и Диего расстались, а потом развелись. В “Нескольких маленьких ударах” рассказывается о истории, когда мужчина несколько раз ударил свою жену ножом и сказал в суде: "Но все, что я сделал, это нанес ей несколько маленьких ударов!"

Кало видит себя в роли женщины, которой нанесли удар ножом: Диего много раз ранил ее, но последний удар был смертельным. И, как и убийца, он не понимает своей вины и не желает меняться.

Фрида Кало, Две Фриды, 1939, Музей современного искусства, Мехико, Мексика.
Фрида Кало, Две Фриды, 1939, Музей современного искусства, Мехико, Мексика.

После развода художница нарисовала картину "Две Фриды". Это двойной автопортрет, на котором две версии Кало держатся за руки. На первой Фрида одета в белое викторианское платье в европейском стиле, а ее сердце обнажено и кровоточит. Главная артерия соединяет сердца двух женщин, но она была перерезана первой Фридой и испачкала ее белое платье. Вторая одета в традиционное мексиканское платье, ее сердце цело и функционирует, и она держит в руке маленький портрет Риверы.

На этой картине Кало показывает нам две стороны своей личности: одну все еще любит Диего, в то время как другую он бросил и оставил одну, истекающую кровью до смерти.

После расставания с мужем у Кало появился новый опыт общения с мужчинами, но в конце концов, она вышла замуж за Диего во второй раз в 1940 году, так как не могла забыть его. Они оставались вместе до самой смерти Кало, в безумной, страстной, разрушающейся любви, которую она смогла изобразить во всей ее силе и жестокости.

Нерожденные

Психическое и физическое здоровье Кало также было ослаблено тремя выкидышами: авария с троллейбусом и все операции поставили под угрозу ее шансы иметь детей. В своих дневниках Кало писала:

"Живопись завершила мою жизнь. Я потеряла троих детей и ряд других вещей, которые могли бы наполнить мою ужасную жизнь. Мои картины заняли место всего этого. Я думаю, что работа - это лучшее".

Художница чувствовала внутри себя глубокую пустоту, которую пыталась заполнить своими работами. Искусство стало тем, без чего она никогда бы не смогла жить, и единственным способом выразить боль, которая пожирала ее.

Кало создала это произведение искусства после второго выкидыша в Детройте в 1932 году: она изобразила себя плачущей и истекающей кровью на больничной койке на фоне холодного механического города.

Фрида Кало, "Больница Генри Форда", 1932 год, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.
Фрида Кало, "Больница Генри Форда", 1932 год, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.

К ее руке красными нитями прикреплены шесть элементов, похожих на пуповины; плод, который она только что потеряла, орхидея, подаренная ей Риверой, больничный аппарат, тазовая кость, ортопедический слепок тазовой зоны и улитка, которая указывает на мучительную и долгую процедуру в больнице.

Механичность идеально функционирующего города сталкивается с трогательной человечностью боли художника. Тело Кало работает не так, как ей хотелось бы, и из-за этого она чувствует себя все более одинокой и изолированной в месте, которое не кажется ей домом.

Смерть и возрождение

При жизни Кало смерть стала тем, о чем она часто думала, по понятным причинам. Но это не стало поводом для отчаяния: для Кало смерть была поводом жить полной жизнью, испытать все возможное.

Кроме того, в мексиканской культуре смерть - это призыв наслаждаться жизнью, пока ты можешь. И не зря одним из самых веселых мексиканских праздников является День мертвых, день, когда считается, что умершие люди собираются навестить своих любимых.

Фрида Кало, "Сон", 1940, Нью-Йорк, США.
Фрида Кало, "Сон", 1940, Нью-Йорк, США.

Вот почему, по мнению Кало, смерть также означает возрождение; смерть - это просто путь к другой форме жизни. "Сон" изображает отношения художницы со смертью: Кало крепко спит в своей постели, окруженная растением, символизирующим возрождение. Над ее кроватью с балдахином лежит скелет; он держит цветы, а к его конструкции прикреплено множество бомб.

У Кало действительно был скелет над кроватью; она сказала, что это напоминание о смертности, способ помнить, что смерть может “взорваться”, прийти в любой момент, поэтому вы всегда должны жить своей жизнью как можно лучше.

Фрида Кало, "Размышления о смерти", 1943, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.
Фрида Кало, "Размышления о смерти", 1943, Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика.

Когда Кало рисовала картину "Размышление о смерти", ее здоровье медленно ухудшалось, и, как следствие, смерть стала тем, о чем она продолжала думать. Мы видим те же темы, что и во "Сне": фон заполнен зелеными листьями, символом жизни, а смерть изображена в виде гигантского черепа на неопределенном пейзаже, в центре ее лба. Взгляд художницы не испуган и не полон отчаяния: она выглядит решительной и готовой идти вперед.

Фрида умерла от тромбоэмболии легочной артерии в своем доме в 1954 году, и перед смертью она сказала:

"Я надеюсь, что выход будет радостным. И я надеюсь, что никогда не вернусь".

Искусство как терапия

В конце концов, Фрида Кало была уникальной художницей. Конечно Она попала под влияние сюрреализма, но заявляла:

"Они думали, что я сюрреалист, но я им не была. Я никогда не рисовала сны. Я нарисовала свою собственную реальность".

Искусство было для нее не только работой: искусство было терапией для Кало. Это был единственный способ, которым она могла изобразить боль, которую испытывала, и то, что придавало смысл ее жизни.

Фрида Кало, "Что дала мне вода", 1938 год, Париж, Франция.
Фрида Кало, "Что дала мне вода", 1938 год, Париж, Франция.

Даже в картине "Что дала мне вода", которая считается самой сюрреалистической в ее карьере, мы видим много элементов, которые мы уже видели в ее предыдущих картинах, таких как цветы, корни, кровать или скелет. Но все эти символы относятся к реальным событиям в ее жизни.

Что делает Кало уникальной художницей, так это то, что она чувствовала и принимала свои страдания и использовала искусство, чтобы превратить его во что-то большее, во что-то, что могло быть полезно другим людям. Ее искусство универсально и все еще любимо сегодня, потому что оно дает нам понять, что мы не одиноки в боли, что мы не можем скрывать наши проблемы от самих себя и что, по словам Кало:

"В конце концов, мы можем вынести гораздо больше, чем думаем".