Найти в Дзене
Николай Стародымов

Великий князь Михаил Николаевич достоин того, чтобы его помнили и почитали артиллеристы России

Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

13 октября 1832 года – родился великий князь Михаил Николаевич.

1.

Имя великого князя Михаила Николаевича в числе выдающихся военачальников России вспоминают нечасто. В значительной степени это оправданно. В его биографии не так много блистательных побед. А те, которые и зафиксированы историей, одержаны на второстепенных театрах военных действий. Но и в тех, откровенно говоря, главная заслуга великого князя состояла в первую очередь в том, что он своей внушительной фигурой и титулом олицетворял мощь империи, не мешая талантливым помощникам заниматься непосредственно руководством боевых действий.

Михаил Николаевич не обладал талантом полководца, достаточно рано осознал эту истину, и не вмешивался в вопросы, в которых не чувствовал себя достаточно компетентным. Не столь уж распространённое качество для многочисленного клана царской родни!

Заслуга генерал-фельдмаршала Михаила Романова в другом. Его вклад в коренную реорганизацию отечественной артиллерии во второй половине XIX столетия просто невозможно переоценить. Конечно-конечно, он сделал далеко не всё, что мог и что должен был!.. Но заслуги его в этом вопросе очень велики – и я постараюсь об этом рассказать.

Немного забегая вперёд, хочу отметить ещё один штрих к портрету юбиляра. Михаил Николаевич на рубеже XIX–XX веков оставался последним патриархом семьи Романовых, к мнению которого прислушивалась вся многочисленная родня царя. С его смертью даже видимость единства оказалась утраченной. Николай Николаевич (Младший) с этой миссией уже не справился.

…Стать артиллеристом Михаилу было предписано на роду. На второй день жизни, в октябре 1832 года, младенца зачислили в лейб-гвардии конную артиллерию (с одновременным награждением орденами Андрея Первозванного, Александра Невского, Белого орла и Св. Анны I степени). Детство и юность его протекали как и предписывал суровый император Николай I (которого в армии назвали Палкиным за введённые прогоны «сквозь строй», а придворные лизоблюды – Подвиголюбивым). Блестящее домашнее образование. Кадетство в Первом корпусе. В 14 лет подпоручик (правда, номинально), в 16 – офицер в лейб-гвардии артиллерийской бригаде. В 18 – уже полковник… В 20 лет Михаил – генерал-майор, командир конно-артиллерийской бригады, генерал-фельдцейхмейстер (Главком артиллерии)…

В этих чинах он и встретил несчастливую Крымскую войну. Собственно, именно теперь начиналась подлинная военная биография будущего российского генерал-фельдмаршала.

Император Николай Павлович, отправляя своих сыновей Николая и Михаила на фронт, напутствовал их:

- Если есть опасность, то не моим детям избегать ее!

При всём лично моём не слишком благожелательном отношении к этому императору, поступок, достойный уважения.

…Нет сомнения, что именно тогда великий князь Михаил задумался о необходимости реформ в армии. Он руководил всей артиллерией Северной стороны Севастополя по правому берегу речки Чёрная. Справедливости ради, следует отметить, что здесь располагалось только 30 орудий, а основные бои происходили на Южной стороне. И тем не менее, боевое крещение для будущего преобразователя артиллерии стало боевым истинно, а не номинально!

2.

Александр Николаевич, унаследовавший трон, круто взялся за реформы, в первую очередь в армии.

Только теперь, 25 января 1856 года его младший брат Михаил реально приступил к исполнению обязанностей генерал-фельдцейхмейстера. До того он занимал этот пост номинально – фактически управлением артиллерией занимался генерал-инспектор барон Николай Корф. Параллельно великий князь возглавил гвардейскую артиллерию, стал членом комитета по рассмотрению состояния укреплений Балтийского и Черного морей (береговой обороны, можно сказать), вице-президентом комиссии по улучшению условий службы и быта военнослужащих… В феврале 1860 года стал главным начальником военно-учебных заведений. 25 августа того же года Михаил Николаевич получил звание генерала от артиллерии.

А в декабре 1862 года – новый поворот в судьбе великого князя. Он назначен наместником на Кавказе и главнокомандующим Кавказской армией. Именно Михаилу Николаевичу довелось заканчивать длительную Кавказскую войну, налаживать в крае мирную жизнь. Не считаю преувеличением сказать, что в качестве наместника генерал зарекомендовал себя отличным администратором, последовательным реформатором, адекватно учитывающим местные особенности.

В том, насколько успешно войска действовали в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов на Закавказском направлении, немалая заслуга великого князя. При этом считаю необходимым особо отметить, что Михаил Николаевич, принимая участие в боевых действиях, не навязывал своё мнение, предоставив воевать более опытным генералам – Ивану Лазареву, Михаилу Лорис-Меликову и другим явно более талантливым полководцам.

За одержанную победу Михаил Николаевич был удостоен ордена св. Георгия I степени, став последним из Романовых, удостоенных всеми высшими военными и гражданскими орденами высшего достоинства. А 16 апреля 1878 года ему присвоено звание генерал-фельдмаршала.

Это можно считать пиком воинской славы великого князя. Его царственный племянник Александр III назначил дядю председателем Государственного совета. На этом посту великий князь оставался на протяжении четверти века.

Михаил Николаевич в 1905 году вышел в полную отставку по болезни. Он скончался 5 декабря 1909 года в Ницце, куда выехал для лечения.

Биограф Великого князя Михаила Николаевича, начальник канцелярии Министерства императорского двора Александр Мосолов писал о нем: «Он был благородным и уравновешенным по характеру и обладал учтивостью, чертой весьма редкой в наши дни… Он умер на Лазурном Берегу, унеся с собой в могилу традиции минувшей эпохи. Как патриарха семьи, его чтили все родственники, и никто из них никогда не подвергал сомнению его авторитет. Его тактичное вмешательство подавляло в самом зародыше мелкие дрязги между Романовыми. Смерть Михаила Николаевича стала невосполнимой утратой, поскольку ничего, кроме имени, уже не объединяло династию, и с 1910 года эта пропасть становилась все шире и шире».

3.

Ну а теперь – обещанный рассказ о вкладе великого князя в развитие отечественной артиллерии.

Выше уже говорилось, что генерал-фельдцейхмейстером Михаил Николаевич был назначен, когда ему исполнилось 20 лет. Однако реально приступил к обязанностям уже после несчастливой Крымской (или, как ее называли на Западе, Восточной) войны. И вот тут-то проявил себя в высшей степени вдумчивым и практичным руководителем. И в том, что российская артиллерия преодолела кризис, выявленный Крымской войной, немалая, если не решающая, его заслуга.

Недоброжелатели выставляли его недалёким и недостаточно энергичным администратором. Спорный посыл. На взгляд автора, умение привлекать таланты, использовать достижения науки и техники, и при этом оставаться как бы в тени – высшая мудрость руководителя. Михаил Николаевич показал себя таким во всём: скромный и незаметный, немногословный и мудрый – именно эти качества казались некоторым современникам проявлением ограниченности. Но ведь факты – вещь упрямая и объективная. И говорят эти факты вот о чем.

Крымская война показала, во-первых, возросшую роль артиллерии на полях сражений, а во-вторых, необходимость её реформирования в России. Дальнейшие военные столкновения только укрепляли великого князя в этом мнении. Тем более, что и наука не стояла на месте.

Первые нарезные орудия появились в конце 40-х годов – их разработали сардинский офицер Джиованни Ковалли и швед барон Варендорф. Они сразу доказали свое преимущество перед гладкоствольными пушками. На вооружение русской армии их приняли уже в 1858 году – при равном калибре масса снаряда и дальность выстрела увеличились в два раза.

В 60-е годы в войска начали поступать новые и новые артиллерийские системы. В 1867 году принята на вооружение трехфунтовая горная пушка, заряжавшаяся с казенной части, а не со ствола. А к 1870 году артиллерийский парк русской армии был полностью переведен на нарезные стволы.

Параллельно происходил отказ от использования при изготовлении стволов бронзы и переход на сталь. Впервые пушку со стальным стволом изготовил русский оружейник Яков Зотов в 1812 году, однако всесильный Аракчеев сумел доказать царю, что у подобного направления в развитии артиллерии нет будущего. В середине XIX века идею перехватил Альфред Крупп. С 1877 года орудия со стальными стволами появились и в России.

Параллельно в России шли работы по созданию современных орудийных лафетов. Учёный артиллерист генерал Александр Энгельгардт, разработавший первую в мире полевую мортиру, первым предложил у лафета применять сошники. А. Фишер в 1873 году разработал новый облегчённый лафет, который тут же приняли к производству, в первую очередь к пушке, разработанной оружейниками Николаем Маневским и Акселем Гадолиным, с оригинальным прицелом Фёдора Петрушевского, которую производили на знаменитом пермском Мотовилихинском заводе…

Великий князь Михаил Николаевич сумел привлечь к сотрудничеству в артиллерийской сфере многих выдающихся соотечественников. Не знаю, возможно, даже скорее всего, он использовал для этого административный ресурс или даже свой авторитет. Ну так ведь для пользы дела!..

Вот лишь очень краткий список известных людей, которые в той или иной степени работали в тот период на артиллерийское ведомство. Математики Николай Лобачевский, Пафнутий Чебышев, Михаил Остроградский занимались вопросами баллистики и теоретической разработкой принципов прицелов. Химики Семён Панпушко и Дмитрий Менделеев занимались разработкой порохов, Григорий Забудский – взрывчатыми веществами. Металлурги Павел Аносов, Павел Обухов, Николай Калакуцкий вели исследования в области сплавов; уникальные многослойные стволы – детище упоминавшегося выше Акселя Гадолина, идеи которого являются классикой по сей день. Неоценим вклад в развитие артиллерии выпускников Михайловского училища Николая Маневского, Заблудовского… Появились совершенные прицелы, разработанные Василием Петрушевским и С. Каминским.

В 1877 году появилось самое совершенное на тот момент орудие, разработанное выдающимся российским оружейником-артиллеристом Владимиром Барановским. Это скорострельная стальная пушка с противооткатным устройством и оптическим прицелом, к тому же заряжавшаяся унитарным патроном. Сегодня сказали бы, что оно стало орудием нового поколения. Подлинным шедевром можно считать знаменитую «трехдюймовку», созданную Заблудовским в 1902 году.

4.

Перевооружение артиллерийских частей требовало реформирования этого рода войск, разработки новых принципов его применения. В 1884 году в русской армии начали формироваться артиллерийские части. В 1891 году создан горно-артиллерийский полк, одной из задач которого стало проведение испытаний экспериментальных артиллерийских систем.

Однако пушки не стреляют сами по себе. С их совершенствованием возрастали требования к офицерским кадрам. Благодаря хлопотам Михаила Николаевича было открыто новое учебное заведение - Константиновское артиллерийское училище. Кроме того, офицеры повышали профессиональную подготовку в специально созданной для этого школе.

Большое внимание уделял Михаил Николаевич практической подготовке канониров. Артиллеристы постоянно упражнялись в стрельбе. Для поощрения отличившихся был учрежден специальный кубок генерал-фельдцейхмейстера.

…Наверное, достаточно – и без того текст получился уж слишком объёмным. В большей или меньшей степени заслуга великого князя имеется в том, что эти разработки внедрялись в жизнь.

Скончался Михаил Николаевич 5 декабря 1909 года. И в самом деле, наверное, его смерть знаменовала приход новой эпохи.

Вскоре началась Первая мировая война. Мы помним, что начальный период её знаменовался серьёзными проблемами, связанными с артиллерией – не хватало ни самих пушек, ни снарядов к ним… Да и стволы к имевшимся орудиям в значительной степени поставлялись из Германии… Только согласимся и с тем, что разработка высшей стратегии и принципов применение видов вооружения, распределение военных заказов, создание стратегических запасов боеприпасов – эти вопросы не относятся к прямой компетенции начальника артиллерии Вооружённых сил.

Конечно, Михаил Николаевич сделал не всё, что в принципе мог бы сделать. И всё же… Как-то не поднимается рука бросить в него камень.