Режиссёр и автор сценария этого фильма англичанин Гарет Эванс приехал в Индонезию, чтобы снять документальный фильм о местном виде боевых искусств под названием "пенчак силат" (дословно "боевой танец"). Собирая материал для фильма, Эванс сам увлёкся этой темой, а также в одном из спортзалов познакомился с практикующим этот вид единоборств Ико Уайсом, который в то время работал водителем-курьером на местную телефонную компанию. Эванса впечатлила его естественная харизма и киногеничность, и он решил вместо документального фильма о пенчак силате снять художественный, пригласив на главную роль Уайса.
Фильм назывался "Мерантау" (Merantau, 2009), он весьма успешно демонстрировался на различных жанровых фестивалях, собрал довольно неплохие отзывы от критиков, а права на его прокат неплохо продавались и другим странам, в том числе и США.
После успеха "Мерантау" Эванс начинает разработку крупномасштабного гангстерского фильма под названием "Berandal" (в переводе с индонезийского - "бандиты, головорезы"), в который он планировал на главные роли взять сыгравших в "Мерантау" Уайса и Яяна Рухьяна, а также пригласить несколько международных звёзд боевиков. Но через полтора года Эванс и продюсеры поняли, что для реализации этой задумки у них не хватит средств, и было принято решение снять фильм попроще: не такой масштабный и с меньшим бюджетом. Создатели назвали новый проект "Serbuan Maut" (в переводе с индонезийского - "смертельный рейд"), который у нас перевели как "Рейд".
Эванс хотел сделать новый фильм более прямолинейным и более простым в восприятии, заявив, что "Мерантау" - это больше драма, а "Рейд" - скорее "survival horror". Также он хотел, чтобы фильм был более динамичным, поскольку многие фанаты жаловались, что в "Мерантау" первая экшн-сцена начиналась только через 45 минут после начала фильма.
Подготовка к съёмкам заняла около четырёх месяцев, во время которых доводился до ума сценарий, его кстати пришлось ещё и переводить на индонезийский, и отрабатывалась хореография боевых сцен, за их постановку отвечали Ико Уайс и Яян Рухьяна. Рухьян в 1989 году обучал пенчак силату Индонезийскую секретную службу, а в начале 1990-х годов - Индонезийский корпус военной полиции.
Также ключевых исполнителей ролей в полицейском отряде отправили на подготовку в полевой военный лагерь KOPASKA (индонезийский спецназ), где их обучали обращению с оружием и отрабатывали тактические приёмы нападения и обороны в составе подразделения.
Съёмки начались в середине марта 2011 года в Джакарте. Эванс принял решение снимать фильм в псевдодокуметальном стиле, в связи с чем была использована только поступившая в продажу цифровая камера Panasonic AG-AF100 и без системы стабилизации "Стедикам", но с использованием в некоторых сценах системы FigRig (система стабилизации камеры, придуманная режиссёром Майком Фиггисом).
Всё оружие, которое можно заметить в кадре, - это страйкбольные реплики, а все вспышки от выстрелов и отлетающие гильзы были добавлены позже на компьютере.
По завершении съёмок материала у Эванса набралось на 120 минут экранного времени, но так как он изначально предполагал, что фильм будет длиться минут 80-85, то пришлось его сокращать, и в итоге он остановился на отметке приблизительно 100 минут.
Премьерный показ состоялся уже 8 сентября 2011 года на Международном кинофестивале в Торонто (TIFF), где фильм получил награду в категории "Народный выбор: Полночное безумие" (People's Choice Award: Midnight Madness). Там же создатели продали права и на его прокат в других странах, в том числе и в России.
Права на прокат в США были приобретены компанией Sony Pictures Worldwide Acquisitions еще в процессе съёмок в мае 2011 года. Чтобы сделать фильм более привлекательным для западного зрителя было принято решение создать новый саундтрек, для написания которого был приглашён бывший участник группы Linkin Park - Майк Шинода. Поскольку для Шиноды это был первый опыт работы в кинематографе ему в помощь пригласили Джозефа Трапанезе, который только закончил работу с группой Daft Punk над саундтреком к фильму "Трон: Наследие" (Tron, 2010).
После премьеры в Торонто фильм ещё около года весьма успешно катался по различным кинофестивалям, а в широкий прокат в Индонезии он вышел только 23 марта 2012 года. Где демонстрировалась его полная версия с оригинальным саундтреком, который написали Ария Прайоги и Фаджар Юскемал.
Премьера фильма в США под названием "The Raid: Redemption" (Рейд: Искупление) с небольшими цензурными правками для получения возрастного рейтинга "R" и с новым саундтреком состоялась в рамках кинофестиваля в Санденсе 20 января 2012 года, после он 23 марта вышел в ограниченный, а 13 апреля - и в широкий прокат.
Фильм весьма успешно прошёл в прокате собрав в мире $9,3 млн., $4,1 млн. из которых пришлось на Северную Америку, что для недорого боевика с бюджетом $1,1 млн. снятого для внутреннего индонезийского кинорынка очень даже неплохо. Также отличные у фильма были и отзывы критиков: на сайте Rotten Tomatoes у него 87% свежести на основании 173 рецензий.
Премьера фильма на домашнем видео в США состоялась 14 августа 2012 года одновременно на DVD и Blu-Ray, где фильм был представлен в неподцензуренном виде и с двумя вариантами саундтрека на выбор. В некоторых странах, например, в Англии на Blu-Ray было записано две версии фильма с цензурой и без неё. Продажи фильма на домашнем видео только в США принесли правообладателю ещё более $10 млн. прибыли.
Вот какие версии фильма существуют:
1. Оригинальная индонезийская версия без цензуры и с саундтреком от Арии Прайоги и Фаджара Юскемала.
2. Прокатная американская версия с саундтреком от Майка Шиноды и Джозефа Трапанезе и с небольшими цензурными правками, которая демонстрировалась и во многих других странах.
3. Вышедшая на домашнем видео версия с саундтреком от Майка Шиноды и Джозефа Трапанезе и без цензуры.
Отличия версии фильма "без цензуры" от "театральной"
(продолжительность "театральной" версии" (ТВ) - 01:40:54,
продолжительность версии "без цензуры" (ВБ) - 01:41:04).
1. В сцене, когда Тама казнит пятерых человек, кадр со второй жертвой длится чуть дольше, видно, как он полностью падает на пол, и следом добавлен крупный план выстрела в голову третьей жертве. (время ВБ - 00:05:14, продолжительность - 3 секунды)
2. В середине фильма, когда Энди протыкает ножом горло одного из бандитов в лифте, добавлена часть, в которой он медленно и с явным отвращением вытаскивает из него нож. (время ВБ - 00:48:29, продолжительность - 7 секунд)
Различия в версиях минимальные, и почему Американское рейтинговое агентство потребовало удалить именно эти кадры, мне не совсем понятно, в фильме осталось много и более жёстких, на мой взгляд, моментов. По поводу саундтрека хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что у Шиноды и Трапанезе он сам по себе звучит намного эффектнее, мне показалось, что оригинальная музыка, написанная Прайогой и Юскемалой, более органично вписывается в повествование. Хотя на вкус и цвет...
#рейд #икоуайс #восточныеединоборства #фильмнавечер #кино