Приветствую, жители Книжного Королевства! Надеюсь, ваша неделя идёт успешно.
Люди такие гордецы, вы знаете? Мы придумали помечать книги, написанные не нами, изданные не нами и зачастую даже купленные не нами, особым персональным знаком. И называется этот знак экслибрисом, от латинского ex libris — из книги.
Он состоит из двух частей: имени владельца и символических изображений, так или иначе соотносящихся с этим человеком. Ставится он чаще всего на форзаце (у меня, к слову, есть пост на тему анатомии книги) и изредка — на обложке, и в таком случае называется суперэклибрисом. Иногда к инициалам добавляют собственно ex libris.
Идея помечать книги пришла в голову к людям так давно, что у нас нет какой-то конкретной даты, но до эпохи Возрождения самих книг-то было — кот наплакал. А вот когда один хороший парень по фамилии Гуттенберг придумал печатный станок (о нём у меня тоже есть пост), то пошло-поехало. Полученные непосильным трудом тома нужно было как-то идентифицировать: всё-таки объект статуса, а в отельных случаях и непомерной роскоши. Но не только коллекционеры и меценаты помечали свои книги, куда чаще это делали библиотеки, монастыри и позднее институты.
На Руси первым книжным знаком считаются знаки игумена Досифея. Они нарисованы от руки и встречаются в записях Соловецкого монастыря за период 1493-1494-х годов.
Священная Римская Империя была впереди планеты всей по части работы с книгами, поэтому именно в ней изначально и распространилась традиция помечать книги.
Сначала это были просто имена или личные и фамильные гербы, но с развитием техник и техники экслибрисы превратились в миниатюрные гравюры. Некоторые из них рассказывают полноценные сюжеты! Плюс в копилку человечества: мы можем создать искусство даже из такой практической вещи как отметка о принадлежности.
В XX веке случился новый бум книжных знаков: их облюбовали и художники-модернисты, и советские писатели, и кто только нет.
В современном же мире за экземплярами с отметками идёт охота, их продают и покупают на аукционах за внушительные деньги. Разберите наконец ту-самую-полку-с-книгами-от-прабабушки и посмотрите, вдруг у вас дома хранится настоящее сокровище?
Существует порядка 50 коллекционерских обществ, объединённых во Всемирную федерацию — FISAE. А в Москве на Лубянке (помимо всяких нехороших подвалов) расположен музей экслибриса и миниатюрной книги. Экслибрис можно заказать себе и сейчас, есть специальные мастерские, которые делают специальные печати.
Идея отмечать любимые книги экслибрисом мне нравится — это придаёт им дополнительную моральную ценность. А вы что об этом думаете?