«Самые мудрые с точки зрения потребительского поведения — наши бабушки. У них можно многому научиться. У старшего поколения — очень грамотный подход к базовым вещам. Надо пользоваться этой мудростью».
В сентябре негативная динамика потребительского спроса в стране продолжила усиливаться. Интересно на этом фоне выглядит Челябинская область. Специалисты РИА Рейтинг на основе данных Росстата проследили динамику потребительского спроса по регионам. Челябинская область оказалась на 15-м месте, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Почему стоит скептически отнестись к этому факту, сколько тратили жители Челябинской области в первой половине 2022 года и какие сферы просядут из-за падения покупательной способности? Об этом CHEL.DK.RU рассказала кандидат экономических наук, доцентом Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета Татьяна Кузнецова.
По данным РИА Рейтинг, потребительский спрос в Челябинске за год вырос на 2%, а среднемесячные траты южноуральцев за этот же период составили 24,3 тыс. руб. Если смотреть на эти показатели, обстановка в регионе выглядит позитивной. По динамике потребительского спроса мы опередили Москву и Санкт-Петербург, что удивительно. В чем подвох, как трактовать этот результат?
— Когда мы смотрим на любой рейтинг, важно понять, по каким показателям он сформирован. Здесь в основу методики расчета положены данные по приросту за шесть месяцев 2022 года оборота розничной торговли, платных услуг, общепита. Нет, к примеру, инвестиционных расходов: недвижимости.
Почему в рейтинге страны мы 15-е, Москва — 46-е место, Санкт-Петербург — 75-е, а Свердловская область — 74-е? Здесь показана динамика прироста, а не объем потребления. Это значит, что мы просто активнее, чем все перечисленные, побежали в магазины. Вот это и является объяснением того, как мы обогнали Москву и Санкт-Петербург.
Внимательно посмотрим, кто рядом с нами в рейтинге — это Сибирь и Кавказ — регионы среднего эшелона. Всем этим регионам, в том числе и нашему, свойственна некая психологическая инерционность. Мы долго раскачиваемся и, в отличие от регионов средней полосы, не так подвержены информационной истерике. И это хорошо.
В июле было еще одно исследование: Росстат опубликовал данные о покупательной способности россиян. Из-за роста цен среднестатистическая семья откатилась на 10 лет назад по возможности купить определенный набор продуктов. В нашем регионе столь резкого падения, я так понимаю, не прослеживается?
— В регионе такой тенденции действительно нет, но она идет по стране. Более того, в Челябинской области есть неплохие темпы прироста средних доходов даже с учетом потребительской инфляции.
Какие факторы, кроме информационной повестки, влияют на настроение потребителя?
— Это уверенность в зарплате (ее величине и стабильности), инфляционные ожидания, а из глобальных — мировоззренческие настроения, страхи, в целом экзистенциальные угрозы.
Пока покупательная способность населения в основном просела не из-за уменьшения доходов, а за счет инфляции и роста цен?
— В основном из-за потребительской инфляции, а это, в свою очередь, связано с сокращением предложения, ростом логистических затрат и даже теми издержками закупок, которые были связаны со скачками валют. К сожалению, всё это определяет невозможность осуществления дорогостоящих покупок и необходимость их замещения бюджетными вариантами, а также отказ от инвестиционных приобретений: квартир, автомобилей.
Как поведут себя покупатели дальше, на что будут тратить деньги?
— На фоне общей потери смыслов, возникновения страхов будет основательно меняться потребительская модель. Но как? Я не знаю. Прогнозируемо, что будут меньше покупать одежды и других непродовольственных товаров.
Гречкой запасаться в таких объемах, как в марте, уже не станут. Потребительская корзина будет меняться по структуре потребления в пользу углеводных продуктов, меньше мяса, фруктов, овощей, деликатесов.
Еще всё это время не была заметна латентная безработица: западные компании массово не увольняли сотрудников, и какую-то часть зарплаты им платили, многие заводы перешли на сокращенную неделю и прочее. У нас не было подобных корпораций, поэтому и проблемы такой нет. Более того, с учетом областной специализации за счет предприятий ОПК мы получим увеличение заказов и занятости. Очень надеюсь, что Челябинск не сильно коснется, но будет общее снижение качества жизни. Платежеспособность населения сократилась за эти полгода и будет дальше сокращаться еще большими темпами.
Какие сферы просядут в связи с этим?
— Как и везде: культура, спорт, сфера услуг, общепит. На это не будет средств и желания, настроение для этого сейчас не подходящее. Есть вероятность, что вернемся к привычкам, которые в пандемию сложились: стричься будем у мастера на дому, есть исключительно дома и смотреть кино по телевизору.
Что сейчас точно не стоит покупать?
— Сложно каждому быть полезным в рекомендациях, но не очень логичны сейчас покупки техники, недвижимости, дорогостоящих автомобилей, повышенные траты на развлечения. Почему? К примеру, что касаемо недвижимости: на фоне значительного повышения цен за последний год и разогнанного ипотекой предложения рынок продавца сменится рынком покупателя, и так уже происходит. Уже есть значительные дисконты в ряде сегментов недвижимости, и они будут лишь увеличиваться, в том числе за счет резкого сжатия спроса, миграции части населения. Хочется отметить, что у Челябинской области хорошая динамика в строительстве: ввод жилья увеличился на 30% по сравнению с 2021 г., 50% южноуральцев могли взять ипотеку. И мы пока живем в атмосфере от эффекта разогнанного спроса. Как многие понимают, дальнейшее развитие этой отрасли очень сильно формируется политической и экономической повесткой государства, к примеру, частичной мобилизацией.
Одно из самых последних исследований принадлежит платежной инфраструктуре Cloud (часть группы компаний «Тинькофф»). Оно показало, что в конце сентября люди стали меньше покупать деликатесы: дорогие виды колбас и сыров, морепродукты, полуфабрикаты. И традиционно вырос спрос на товары длительного хранения: крупы, макароны, сахар, консервы. Умеренность в покупках остается лучшим способом пережить трудные времена?
— Очевидно, что да. Самые мудрые с точки зрения потребительского поведения — наши бабушки. У них можно многому научиться: грамотно формировать продовольственные запасы, покупать доступные аналоги дорогостоящих лекарств, простые вещи, сокращать количество покупок: не две кофты, а одну. Переходить на другую модель потребления.
У старшего поколения — очень грамотный подход к базовым вещам. Надо пользоваться этой мудростью. Вместо похода в ресторан — отложить на учебу ребенка. Нас спасет эта провинциальность и умеренность.