Найти тему
Украина.ру

Миротворцев много, гарантов — нет. Эксперты о мирных инициативах Турции

  © РИА Новости . Сергей Гунеев
© РИА Новости . Сергей Гунеев

Накануне встречи лидеров России и Турции в Астане украинские и российские эксперты оценили перспективы приближения переговорных позиций по Украине. Прорывов не ждут, но сам процесс важен тем, что дипломатическая работа ведется интенсивно и на высшем уровне.

Накануне встречи лидеров России и Турции в Астане украинские и российские эксперты оценили перспективы приближения переговорных позиций по Украине. Прорывов не ждут, но сам процесс важен тем, что дипломатическая работа ведется интенсивно и на высшем уровне.

Украинский политический эксперт Василий Апасов проанализировал, что активность по мирным переговорам за неделю вышла на новый уровень: «Турецкое телевидение заявляет, что Эрдоган в Астане предложит [себя] Путину быть посредником в вопросе мирного урегулирования в Украине.

Это уже не первая новость о предстоящей встрече в таком ключе за последние два дня. Да и не первый раз Эрдоган что-то предлагает.

Попытки России выйти на переговорную площадку звучат отовсюду уже с неделю, последнее заявление Лаврова также о многом говорит, где он прямо пытается пригласить Путина на G20 для обсуждения этих вопросов. Но стараются это сделать так, как будто им это не надо и их надо попросить или умолять. А пока никто не просит.

Но вернёмся к Эрдогану. Насколько я понимаю, почерк нашей официальной дипломатии за последнее время, если где-то кто-то начинает самовольно нам что-то указывать или договариваться о нас без нас, мы быстро пытаемся показать, что этого делать не стоит. Причем показываем это не всегда лучшим способом. Через соцсети, заявления бывших послов да и официальных лиц в том числе. Ну так, ярко заявляем как бы.

Тут же я вижу молчание.

Я предполагаю, что Эрдоган все-таки консультируется с нашей стороной и все эти встречи проходят не без согласия.

Правильно ли то, что это не заявляется напрямую и публично — не знаю. Могу найти аргументы и за и против. Но мне кажется очень важно знать людям, что работа ведется на всех дипломатических фронтах в том числе».

Российский журналист Сергей Станкевич подчеркнул, что времени для принятия мирных предложений остается немного: «Судя по развитию событий и по заявлению президента РФ В. В. Путина на заседании Совета Безопасности РФ 10.10.2022:

— это не ультиматум, за которым следует военное положение и всеобщая мобилизация;

— это не сигнал о переходе к опережающей эскалации в режиме полномасштабной инфраструктурной войны;

— это предупреждение ("если продолжатся попытки... то...)

Предупреждение сохраняет пространство для перехода к содержательным переговорам между сторонами конфликта без предельных ультимативных требований.

Вопрос только в том, кто выступит инициатором.

Президент Зеленский зачем-то сам себя исключил письменным указом.

Президент Эрдоган предлагает вариант собрать на разговор высоких представителей России и Запада, пока без Украины.

Много неофициальных инициатив — от Трампа до Маска.

От Вашингтона прозвучал призыв в исполнении «стратегического коммуникатора» Джона Кирби. Это знак, но не инициатива.

То, что произошло, ещё не полномасштабная инфраструктурная война, но её тесное преддверие. Полномасштабную можно с внутренним содроганием прогнозировать на конец ноября или декабрь.

Есть полтора-два месяца, чтобы прекратить огонь и начать содержательные переговоры.

Нужен внятный и весомый инициатор».

Журналист Георгий Бовт отметил интерес Эрдогана в этом процессе:

«Учитывая степень контроля со стороны турецких властей за массмедиа, можно предположить, что публикация уважаемой газеты Milliyet была инспирирована сверху. Президент Эрдоган при этом не оставляет и личных миротворческих усилий, призывая с регулярностью примерно раз в неделю президентов России и Украины к переговорам. Для него такое миротворчество во многом носит самодостаточный характер, позволяя сдерживать давление со стороны США и Запада в целом за то, что Турция косвенно помогает Москве обходить санкции. Роль миротворца на этот случай хорошо "продаваема": мол, только я имею доверительный контакт и с Путиным, и с Зеленским, посему прошу мне не мешать».

Украинский политический обозреватель Андрей Попов не верит в переговорный процесс:

«Сразу после обстрелов в РФ спустили методички про "перемирие". Эрдоган усиленно лоббирует эту тему в Европе и российские СМИ даже отмечают якобы его успехи...

Но знаете что? Это всё было по инерции до сегодняшних масштабных обстрелов. Та же Франция начала отстраняться от переговоров с РФ. Уверен, другие тоже не смогут открыто вести переговоры с Путиным за спиной Украины после такого откровенного и наглого теракта.

То есть Путин сильно подпортил планы Эрдогану. Впрочем, Анкара вряд ли всерьёз ожидает какие-либо успехи своей инициативы с переговорами. Это тот случай, когда процесс важнее результата, ведь пока процесс идет, Путин будет давать Турции сырье и зерно с дисконтом, сдаст Карабах, не будет мешать турецким интересам в Сирии, Казахстане и Кыргызстане, плюс Турция примет всех платежеспособных беженцев от мобилизации в РФ (и пусть едут — чем слабее у РФ человеческий потенциал и капитал, тем нам лучше). А всё что надо Путину взамен — мирные инициативы от Эрдогана...

Китай и Индия идут следом, получая от Путина всё, что они хотят за непризнание (!) санкций, — т. е. вообще ничего делать не требуется, а бонусы очевидны».

Политолог Виктор Небоженко не видит гарантов мирных переговоров:

«Украине зарубежные сердобольные "миротворцы" постоянно подсовывают идею немедленных переговоров с Россией на ее условиях, как способ спасти мир от ядерного шантажа Путина. Вдруг возникло много "посредников", от Маска до Эрдогана и папы римского. Но оказалось, что никто не хочет брать на себя ответственность за этот переговорный процесс. В мире нет одного гаранта этой возможной сомнительной сделки с Россией».