Найти тему

Хочешь ноты? Отрежь палец!

Сегодня мой рассказ будет о том, как протекают трудовые будни худрука оркестра. Первостепенная задача руководителя коллектива это развитие этого коллектива. А так как наш оркестр еще и молодой, то нужен репертуар.

Произведения для камерного оркестра вещь довольно распространенная, вот только партитуры эти все хранятся по закромам коллективов с многолетней историей.

И как правило ноты очень сурово охраняются библиотекарями и руководством тех самых именитых камерных оркестров. На мой запрос в Новосибирский камерный оркестр ответа не последовало от слова совсем. А это ближайший к нам оркестр по географии, оркестр очень хороший. Так же со мной очень прохладно пообщались из камерного оркестра B-A-C-H (город Екатеринбург). Мне было сказано в трубку телефона: «в Интернете есть всё, поищите хорошо и найдёте». А в Интернете я искать и не переставал. Много что есть и в разном качестве, но увы, этого не достаточно. И вот нашел я для себя издательство «Композитор Санкт-Петербург», где успешно купил несколько нужных мне партитур произведений. Ну, думаю, жизнь то налаживается! Правы люди из Екатеринбурга, надо просто хорошо поискать. И вот я нахожу очередную нужную очень мне партитуру: переложение для камерного оркестра «Времена года» П.И.Чайковского. Вижу на сайте надпись: «Печать этого издания можно заказать в индивидуальном порядке. Услуга Print on Demand предоставляется по запросу». Пишу на электронный адрес о том, что хочу заказать в индивидуальном порядке. Мне отвечает менеджер вопросом: «Для каких целей вам нужны ноты?». Уже на этом этапе мне стало как-то страшно. К чему, думаю, такой вопрос? Вы печатаете на заказ ноты только для тех кто прошел проверку? Ладно. Отвечаю, что нужны ноты для включения в репертуар оркестра. Жду ответ, волнуюсь, вдруг неправильный вариант ответа. Менеджер продолжает свой допрос: «Расскажите подробнее о мероприятии. Где и когда будет исполняться?».

Ну вообще фантастика! Вот это сервис! Уже сутки меня допрашивают, ноты печатать никто еще и не думал. Отвечаю, что никакого мероприятия нет. Это для планов на будущее. И вообще хотелось бы побыстрее купить.

И тут наступает непредсказуемый поворот событий (ну это для меня): нашу переписку менеджер пересылает в отдел прокатных нот! Вот оно чего Михалыч! Ишь чего захотел, ноты ему еще напечатать и просто так продать. Возьмите на прокат и платите за (внимание!) каждое исполнение по лицензии. И это произведение Петра Ильича Чайковского. Я сначала протер глаза чтобы убедиться, что это реальность. И что мы хотим этим добиться? Развития культуры? Опущу весь рой мыслей, которые меня посетили в тот момент. Всю переписку я мгновенно удалил и больше в издательство «Композитор Санкт-Петербург» обращаться не буду.

Я не отказываю людям, которые ко мне обращаются за нотами, если конечно ноты эти у меня есть.

Ну и спасает меня то, что я умею сам написать ноты с любой аудио записи, чем регулярно и занимаюсь.

Напоследок скажу, что есть места, где партитуры есть и много: IMSLP очень много нот, но много что придется набрать из рукописных вариантов. Нотный архив Бориса Тараканова еще один мощный архив нот. Так же ноты встречаются на сайте https://classic-online.ru/ правда за символическую плату. Еще на сайте Казанского камерного оркестра La Primavera тоже много партитур, за что спасибо художественному руководителю Рустему Абязову.