Положить начало своему блогу (перезалив) я хотел бы рассказав вам о песне Влада Aikko, которая называется "за пазухой у христа". Трек вышел 3 сентября 2021 года в составе сборника "темные делишки". Прослушивая этот концептуальный альбом я сразу же оценил звучание данной песни и закинул ее в свой плейлист, однако в то время особо не возвращался к ней. Но недавно, просматривая реакцию на этот альбом на замечательном ютуб-канале "риса за творчество", я вчитался в текст и...
Перед началом разбора я предлагаю вам послушать этот трек, прочувствовать атмосферу и вслушаться в текст - https://vk.com/aikkoofficialpage?z=audio_playlist-2000715042_12715042%2F83531fed9052e9b2f0
Разбор
"Двое суток на ногах, вокруг чистого листа
Я лежу на облаках, за пазухой у Христа
За пазухой у Христа ни болезней, ни нужды
Мы засыпаем навсегда, потому, что мы не нужны
Что бы я ни сказал — люби меня, люби
Я есть начало начал, эхо войны"
Первый куплет в этой песне звучит именно так. Понятно, что трек посвящен взаимоотношениям Влада с Богом. Он чувствует, что сейчас находится под его крылом, он чувствует свое особое предназначение - "Я есть начало начал, эхо войны". Влад не смыкая глаз слоняется над чистым листом бумаги - он не может ничего написать. Почему - узнаем дальше. Двигаемся к припеву.
"Отпусти меня домой
Я гнию в твоих руках
Дай мне грязь, дай мне боль
Дай почувствовать себя
Самым смертным из людей
По-другому мне никак
Отпусти меня домой
Чтоб я всю жизнь тебя искал"
Музыкант сообщает нам о своих ощущениях, испытываемых под божьим крылом. Если обычный человек желает, стремится найти покой, стабильность и комфорт, то Влад, попробовав такую жизнь на вкус, просит Бога вернуть все обратно. "Я гнию в твоих руках" - Aikko чувствует, что как музыкант он разлагается, теряет упоминаемый во многих его работах огонь. Дело в том, что Влад еще давно признавался в своих треках - ему, как автору, нужна "грязь и боль", которые будут его вдохновлять. Его коллега по цеху, участник неформального объединения КБС (каждая барби стерва) и частый напарник по совместным трекам - Юра Playingtheangel - говорил об этом так: "Чтобы я мог писать - я должен чувствовать боль". Именно вокруг этой мысли и построен трек; но рассказан он через религиозную призму, которая, зная уровень искренности Влада, демонстрирует нам его отношение к вере. Это совсем не говорит о том, что он является глубоко верующим христианином; скорее религия была использована как аллегория, демонстрирующая нам фаталистические взгляды исполнителя на жизнь. "Отпусти меня домой, чтоб я всю жизнь тебя искал" - Влад хочет (или должен(?)) быть вечным странником, ищущим того самого метафаричного Бога, но он не должен к нему прийти. Я вижу причиной этому природу любой цели - ведь она существует лишь до тех пор, пока не будет достигнута. А музыкант должен все время идти к чему-то, переживать опыт и транслировать его в музыке. Влад, по своей сути, предрасположен у трансляции горького, повседневного опыта - "романтизирую быт", как он писал в одном из своих треков. Романтизацией быта ,полного грязи и боли, и должен заниматься Aikko по своей природе. Бог, вытащив его из привычной среды обитания, по факту отобрал у него инструменты для создания музыки, и Влад просит его вернуть все на свои места.
"Когда глаза наливаются краской
Сердце испачкано грязью и блядством
Труд неоправдан и нехуй стараться
Любая оплошность — крест на репутации
Люди не знают себе цены, но я всегда был к этому готов
Мои ровесники выпрыгивали из штанов
Я вот запрыгнул обратно в свои штаны
И всё, что есть в моих карманах — подарили пацаны
На обочине мне было нехуй делать, я молился боженьке
И моя музыка взяла меня в заложники
С обочины прям в золотую клетку
Подарила целый мир, в котором тоже делать нехуй"
Первое четверостишье повествует нам о творческом пути музыканта. Он избрал неблагодарную нишу, в которой нет права на ошибку. Жанр его музыки непопулярен, его образ обязан быть безупречным - иначе к нему не будет доверия, а необходимость пропускать через себя тонны негатива загружает исполнителя. Далее были сказаны слова о высокомерии и попытках "пробиться в люди". Кто-то выпрыгивает из штанов, чтобы оказаться выше, а Влад в свое время наоборот, пытается занырнуть обратно "в свои штаны", так скажем в недра привычной жизни. Все что у него есть - это подарки от товарищей - сам Влад не обладает материальными благами, и самолично он не смог бы позволить себе многого из того, что у него есть. Он был аутсайдером, находился на обочине (годом ранее он писал: "Я зову их тусоваться, но никто не хочет тусоваться на обочине"), с которой судьба/Бог, подобрал(а) его и засунул(а) в золотую клеть комфортной и стабильной жизни, создав новый мир, которого Aikko до этого не видел. Но вся проблема в том, что в этом мире ему "нехуй делать", не о чем писать и в нем себя он совсем не ощущает. Но, в то же время, в припеве музыкант обращается к Богу со словами "Что бы я не сказал - люби меня, люби". Вероятно, это означает то, что в глубине души Влад не готов вернуться обратно; он хочет остаться в золотой клетке, оставить свое творчество, понимая, что отказавшись от того, что имеет, он рискует более никогда этого не найти. Возможно, возраст вынуждает его думать о будущем, пресыщенность разным опытом отбивает интерес к старой жизни, а испорченное ею здоровье больше не выдерживает былых условий.
Заключение
В этой песне поднята очень важная в творческом мире тема, а именно вклад страдания в искусство. Контекст, в котором эта проблема была описана, создает условия для более личного восприятия и дает ей дополнительный вес.
Что касается моего мнения на этот счет - я могу сказать следующее. Многие из вас слышали фразу "лень - двигатель прогресса". Я, в свою очередь, вывел для себя аналогию - "боль - двигатель искусства". Мое убеждение в этом преодолело множество споров на данную тему. Но есть одно "но" - далеко не каждый на деле готов испытать эту боль. Многие стараются искать якобы страдания, чтобы стать "трушными" и "весомыми", но далеко не каждый понимает тяжесть истинного бремени творца. В дискуссии со своим хорошим другом, потерявшим родного человека, я услышал от него следующую фразу: "не нужно мне ваше кино, заберите у меня все - только верните мне его". Именно после этих слов я понял, что влюбляться, расставаться, страдать и писать об этом - просто напросто позерство. Творец, транслирующий в своем творчестве боль, несет огромный груз, и, как по мне, почти каждый из упомянутых был бы готов отказаться от своего творчества, лишь бы этот груз рухнул с его плеч.
Спасибо всем тем, кто дочитал до этого момента. Дальше - больше.
Обнял!
Абреков Г.
Влад "Aikko" Кособуцкий - исполнитель из Беларуси. Талантливый поэт, певец и музыкант. Основной жанр - альтернативный рок. 28 лет.
Он является моим творческим вдохновителем и одним из любимых исполнителей.
p.s. - в данной статье было выражено мое личное понимание, не претендующее на попытку ретрансляции первичной задумки автора.