Найти тему
Epoch Times Russia

Европейский союз на грани распада

Оглавление

Политика в ЕС становится всё более жёсткой по мере нарастания проблем.

Автор: Туомас Малинен

Флаги Европейского союза развеваются у штаб-квартиры Комиссии ЕС в Брюсселе 17 июня 2022 года. (YvesHerman/Reuters)
Флаги Европейского союза развеваются у штаб-квартиры Комиссии ЕС в Брюсселе 17 июня 2022 года. (YvesHerman/Reuters)

Возможный и даже вероятный крах европейской экономики нанесёт тяжелый удар по европейским институтам. В этой статье будет рассказано, почему Европейский союз (ЕС) скорее всего распадётся или же превратится в нечто неузнаваемое и отойдёт от своих изначальных целей.

Функционирование ЕС до недавнего времени основывалось на двух политических столпах, которые теперь, похоже, рушатся: прежде всего — это экономический рост.

Германии, который сделал возможным совместное финансирование (через долговые обязательства по выгодному курсу, через бюджет ЕС и клиринговую систему центральных банков) стран с неустойчивой экономикой таким образом, чтобы ЕС не вынуждал их идти на политически неприемлемые реформы. Благоприятное развитие событий в мире позволило сосредоточиться на экономической интеграции при медленном продвижении гораздо более спорной интеграции культурной, социальной и внешнеполитической.

Ситуация в Италии

Ухудшение состояния мировой экономики, наряду с проводимой политикой ЕС, теперь угрожает промышленности и уровню жизни в странах-членах ЕС, сокращает масштабы совместной экономической поддержки и вынуждает эти страны к возможному радикальному сокращению их политического самоопределения. Более того, в период пандемии долг проблемных стран существенно возрос. Наиболее ярко это проявилось в Италии. Например, уровень итальянского долга  в 2010 г. составлял 119% ВВП, а сейчас — 150% ВВП.

Доходность итальянского суверенного долга достигла уровня, который можно считать неприемлемым, учитывая высокую задолженность страны и низкие темпы экономического роста. Например, доходность итальянских 10-летних облигаций в прошлом месяце преодолела 4-процентный рубеж.

Структура погашения итальянского долга также довольно неблагоприятна. В конце июня Италия предоставила только 52 процента своих потребностей во внешнем финансировании в 2022 году. Кроме того, 35 процентов её непогашенного долга должны быть погашены уже в 2024 году, а половина её общего долга должна быть закрыта в течение пяти лет.

Без активной поддержки конкретной страны со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ) (чему призван способствовать недавно введённый трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики) долг Италии при текущей доходности будет неустойчивым. Разногласия между государствами-членами относительно целесообразности наполнения ЕЦБ итальянскими облигациями неизбежно ослабят звенья цепи, скрепляющие ЕС.

Энергетический кризис также сеет семена серьёзного внутреннего конфликта. Политика в ЕС становится всё более жёсткой по мере нарастания проблем.

Спорные вопросы

Венгрия и Чехия выступили против планов по ограничению цен на российский газ. Согласно заявлению министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто, предложенное европейское ограничение цен противоречит интересам Европы и Венгрии, и вызовет немедленное прекращение поставок  Россией голубого топлива в Европу.

Помимо этого, Европейская комиссия (ЕК) также планирует сократить  финансирование венгерского правительства Виктора Орбана из-за «проблем с верховенством закона». Такой шаг со стороны ЕК вряд ли послужит стимулом для Венгрии сохранять своё членство в ЕС.

Поскольку финансирование зависит от того на сколько страны отвечают критерию приверженности «европейским ценностям», то можно ожидать, что список таких, по сути, политических требований будет расти по мере ухудшения экономических условий и роста требований к единой политике.

Например, Польша уже не может терпеть постоянные дополнительные условия со стороны ЕС, такие как отказ от изменений, которые польское правительство планировало внести в судебную систему, рассматривая вопрос о распределении средств для своего правительства из фонда восстановления. В Варшаве считают эти требования прямым нарушением суверенитета.

Кроме того, риторика правящей в Польше национал-консервативной партии в адрес Брюсселя стала гораздо жёстче — Варшава пригрозила «всеми пушками»  за отказ Еврокомиссии выделить ей средства на борьбу с пандемией.

Кшиштоф Соболевский, генеральный секретарь правящей партии, предупредил, что если ЕК попытается «прижать Польшу к стенке», то «у неё не останется другого выбора, кроме как вытащить все пушки из своего арсенала и открыть огонь».

Поскольку ряд спорных решений всё ещё требует единогласия, к такой угрозе, возможно, не стоит относиться легкомысленно.

Противоречия в отношении санкций против России

Умеренность в этом отношении, в которой нуждаются Германия и особенно Италия, не очень легко принимается и даже может повлечь за собой внутренние санкции. Россия, естественно, использует существующие разногласия для снижения сплоченности в ЕС.

Сообщается, что Россия готовит первую партию с нового завода по производству сжиженного природного газа в Грецию. Венгрия, как исключение, покупает дополнительный газ у России в соответствии с их новым соглашением. Будет интересно посмотреть, что предпримет Германия, если влияние дефицита энергии на её экономику и население будет возрастать, как предполагают некоторые эксперты.

Помимо финансовых проблем Италия также находится между молотом и наковальней в газовом вопросе. Хотя ей удалось сократить импорт российского газа с 40% до 15%-20%, дальнейшее сокращение становится практически невозможным. Существуют серьёзные узкие места, определяющие, сколько газа может быть перекачено с юга на север Италии.

По сути, только благодаря достаточным поставкам российского газа можно поддерживать электроснабжение на севере Италии, который также является промышленным центром страны.

Практически это означает, что президент Владимир Путин имеет возможность ввергнуть Италию в глубокую рецессию и создать ещё одну экономическую дыру в ЕС. На этот раз Германия может оказаться не в состоянии гарантировать финансирование, необходимое для спасения итальянских компаний и банков. В этом случае в еврозоне может разразиться ещё один долговой кризис.

Вопрос в том, будет ли новое правительство Италии просто сидеть и ждать или, возможно, оно будет настаивать на том, чтобы ЕС, либо сама Италия провели переговоры с Россией?

Можно предположить, что Европейскую комиссию призовут в какой-то момент предложить фонд восстановления 2.0, который будет значительно больше предыдущего (около 800 миллиардов евро). Это обеспечит финансирование стран и решит вопрос с ростом цен на энергоносители, а также поможет рынкам облигаций Италии и других стран сохранить доверие мирового рынка.

Европейский центральный банк вероятно будет вынужден возобновить количественное смягчение, одновременно повышая ставки. Возможно, это уже происходит, поскольку баланс ЕЦБ возрос примерно на 13 миллиардов евро с середины августа.

ЕК, вероятно, попытается получить больше власти с помощью, по сути, неконституционных требований, таких как абсурдное «обязательное снижение спроса» на потребление электроэнергии. Комиссия не имеет права, ни юридического, ни иного, предписывать такие действия странам-членам, хотя само по себе снижение спроса является разумной политикой на данный момент и может быть рассмотрена комиссией. Однако маловероятно, что все страны-члены будут согласны с ней в этих вопросах.

Туомас Малинен— генеральный директор и главный экономист GnSEconomics, макроэкономической консалтинговой компании, расположенной в Хельсинки, и доцент экономики. В течение 10 лет он изучал экономический рост и экономические кризисы. В своем информационном бюллетене (MTMalinen.Substack.com) Малинен занимается вопросами прогнозирования и тем, как подготовиться к рецессии и приближающемуся кризису.

Мнения, выраженные в данной статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Источник: The Epoch Times

#европа #мировые новости сегодня #политические новости #экономика европы