Найти в Дзене
КИНО ☑️

"Мусульманин" (1995). Отсыл к афганской войне

В 1995 году вышел фильм Владимира Хотиненко "Мусульманин". И сразу стал культовым фильмом, напоминающем о недавней язве общества — Афганской войне. Фильм этот не про войну. Он про то, что несмотря на окончание войны — она продолжает жить в ее участниках, со своими сильными сторонами, слабостями, глубинными противоречиями. Рядовой Николай Иванов 7 лет был в афганском плену. Долгие годы его считали пропавшим без вести. На Родине Николая ждали, вручили ему медаль "За Отвагу" и отправили домой, в родное село. Но домой вернулся не Николай, а Абдулла. Со своим новым мировоззрением, с новой линейкой ценностей, в которой присутствует "харам", запреты на низшие поступки, вроде воровства, алкоголя, прелюбодеяния и т.д. И всё бы ничего, но это экзотическое мировоззрение, чуждое селянам, сталкивается с устоявшимся мировоззрением вымирающего Хантерленда середины девяностых, которое вышло из советской реальности, но перелезло в беспросветную реальность российскую. И фраза Абдуллы "Ман туро дуст м

В 1995 году вышел фильм Владимира Хотиненко "Мусульманин". И сразу стал культовым фильмом, напоминающем о недавней язве общества — Афганской войне. Фильм этот не про войну. Он про то, что несмотря на окончание войны — она продолжает жить в ее участниках, со своими сильными сторонами, слабостями, глубинными противоречиями.

Рядовой Николай Иванов 7 лет был в афганском плену. Долгие годы его считали пропавшим без вести. На Родине Николая ждали, вручили ему медаль "За Отвагу" и отправили домой, в родное село.

Но домой вернулся не Николай, а Абдулла. Со своим новым мировоззрением, с новой линейкой ценностей, в которой присутствует "харам", запреты на низшие поступки, вроде воровства, алкоголя, прелюбодеяния и т.д.

-2

И всё бы ничего, но это экзотическое мировоззрение, чуждое селянам, сталкивается с устоявшимся мировоззрением вымирающего Хантерленда середины девяностых, которое вышло из советской реальности, но перелезло в беспросветную реальность российскую. И фраза Абдуллы "Ман туро дуст медорам" — я люблю тебя", обращенная к девушке Верке, разбивается об оскудение моральных ценностей. Верке некогда, надо спешить ловить долларовые купюры, которые по недоразумению разлетелись по местной речушке.

А дома каждый день идет война. В самом прямом смысле. Война с братом Федькой, который пытается выбить из Николая Абдуллу и снова приучить его пить и жить как все вокруг. Старый отцовский дом трещит, вылетают оконные рамы — это два мира сцепились друг с другом и никакой надежды на примирение нет и быть не может.

-3

Но война идет не только дома. Воин-афганец из соседнего городка, сослуживец Николая, считает рядового Иванова предателем и собирается отомстить. Война до сих пор живет в нем, разрушая личность. А мстить он собирается, в первую очередь, за свою несчастливую жизнь, в которой сгорели все ценности и линейки запретов и которая вышла неудачной и горькой.

Говорящие фразы из этого фильма:

"Я это… Ада не боюсь, я на зоне в кислотном работал".
"Знаешь, грешным делом, я сам в церковь захаживать стал".
"Вот выучил молитву «Отце наш», сейчас «Символ веры» штудирую".
"Всю жизнь воруем и всю жизнь стыдно".
"Говорят, Бога нет, а кто же под землей редиску красит?".
"Что воровать, у кого воровать, у государства, что ли?… Да у него украдешь — на том свете зачтется".

Фильм собрал ворох наград: Гран-при жюри МКФ Монреаль, три номинации ОРКФ "Кинотавр", две номинации приза "Ника", три номинации приза МКФ "Золотой витязь", две номинации приза кинопрессы Россия-95. "Мусульманин" был претендентом на премию "Оскар" от России, но по каким-то причинам выдвинут не был и в шорт-лист не вошел.

-4

Именно "Мусульманин" открыл миру Евгения Миронова (Иванов-Абдулла) и Александра Балуева (Федька). А фильме также снимались Нина Усатова, Евдокия Германова, Петр Зайченко, Владимир Ильин, Иван Агафонов, Иван Бортник, Сергей Тарамаев и другие.

Село Урдово Касимовского района Рязанской области, в которой снимался фильм, за эти годы совершенно обезлюдело. Во время переписи населения 2010 года в нем проживало 37 человек. Это ли не апофеоз вымирающей глубинки, в которой постсоветское мировоззрение, со сломанной программой, съело само себя, запивая алкоголем былые заслуги?

А места там красивейшие. Московские дачники приглядывают их. Скоро на месте старинной деревни начнется совсем другая жизнь.