Найти тему
Яна_Аспимама

Когда пошло не по плану

Для детей с расстройсвом аутистического спектра повседневная рутина и вообще наличие плана в жизни очень важны. Они упорядочивают этот непонятный мир, он становится более предсказуемым, а значит детям менее тревожно. Это актуально вообще и для высокочувствительных детей и других любых детей, у кого проблема с тревожностью. Но у аспидетей особенно сложно с гибкостью, им сложно "сменить рельсы", когда что-то пошло не так, и привычный или проговоренный план нарушился.

В нашей жизни по началу была перманентная проблема с тем, что что-то не получается, что запланировали, или надо резко сменить место прогулки, место, куда должны пойти, или кто-то не смог прийти, кто должен был, или приготовился не тот суп, о котором договаривались и тд. В основном это вызвано все внешними обьективными причинами, но ребенку это чрезвычайно сложно понять. Не каждый взрослый может справиться со своей эмоцией, когда не получается, как задумывал.

В какой-то момент я поняла, насколько заданный порядок вещей важен для таких детей и старалась его не нарушать или проговаривать заранее, что возможно несколько вариантов событий, я честно не знаю, как будет. Это во многом облегчило повседневную жизнь, и ребенок стал меньше зависать в неспособности справиться с ситуацией. Предупрежден - значит вооружен. Да, это требует немалых усилий от родителя постоянно мониторить происходящее вокруг, и продумывать возможные сценарии, но если прислушаться к ребенку (а по таким детям часто четко понятно, что их тревожит), потратить время и проговорить с ним все возможные варианты, то это качественно меняет жизнь.

Что же делать, если такая ситуация, когда все пошло не по плану, наступила? Важно проговорить (конечно, зависит от возраста) с ребенком, что ему сложно, когда нарушается привычный ход событий, проговорить его эмоции.

Например, я наконец-то прямо проговорила с ребенком - тебе сложно было, когда не получилось то-то и то-то, хотя ты привыкла, что так обычно и очень рассердилась, так сильно, что.. Она спросила - и что делать?

Я ответила - погрустить. Это нормально, взрослые тоже грустят, когда идет не так как привыкли или планировали. А потом придумать на такой случай, чем бы ты могла себя порадовать.

И мы составили список приятностей, которые бы помогли ей справиться/отвлечься. Она сама с энтузиазмом придумывала, и потом сразу реализовали один пункт и настроение улучшилось, а главное, смогли войти достаточно быстро в обычную жизнь.

Но самое главное, перед тем, как это делать, принять первую эмоцию ребенка (не раздражаться, не нивелировать его чувства) , а потом уже постепенно учить справляться с этим. Важно понимать, что переделать детей из негибких в гибких и легко адаптирующихся невозможно, но можно научить их с минимальными потерями выходить из таких ситуаций, дать им некий инструмент, с которым они смогут дальше без вас двигаться, когда что-то пошло не так.