Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы перешли к 7-ой главе Евангелия от Луки и разобрали историю про слугу римского сотника.
Дальше Иисус пошел в город Наин, при входе встретил похоронную процессию с телом единственного сына матери - вдовы, идущей следом:
“Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города” [Лука. 7:12].
Христос воскресил его.
“И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности” [Лука. 7:16-17].
Здесь Лука говорит о “мнении” людей, и если я не ошибаюсь, такую ответственность на себе он берет впервые, и никто из евангелистов до него не “замахивался” на оценку точки зрения народа.
Иоанн Креститель присылает к Спасителю своих учеников, дабы узнать:
“Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?” [Лука. 7:19].
Так же это описано и в 11 главе Евангелии от Матфея. Вот интересно, а Иоанну недостаточно было, что во время крещения на него снизошел Дух Святой в виде голубя и был слышен глас с небес? Иисус отвечает:
“пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют” [Лука. 7:22].
После того как ученики отправились обратно, Христос говорит речь о Крестителе, называет его пророком, добавляя вольную цитату из книги пророка Малахии глава 3, стих 1:
“Сей есть, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою»”[Лука. 7:27]
и продолжает:
“Ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его” [Лука. 7:28].
Вот тут я не поняла: “меньший” - это кто? Спаситель имеет ввиду себя? Он “меньший” пророк, чем Иоанн? Получается, он не только Сын Божий, но и пророк.
Один из фарисеев пригласил Иисуса к себе в гости. Ни Марк, ни Матфей не писали о таком, потому у меня сложилось впечатление, что Спаситель пировал только с мытарями и грешниками.
Узнав о приглашении Иисуса на пир, туда же, как раз, пришла грешница с сосудом миро, стала плакать, омывать его ноги слезами, вытирать своими волосами, целовала ноги и мазала их маслом:
“И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром” [Лука. 7:37-38].
Фарисея, судя по тексту, не удивило поведение женщины, однако, он не одобрил, что все эти действия совершает грешница. Христос привел аналогию:
“у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?” [Лука. 7:41-42].
А потом объяснил:
“прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” [Лука. 7:47].
Попутно, Спаситель упрекнул фарисея:
“Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги” [Лука. 7:44-46].
Так завершается седьмая глава. В следующей публикации перейдем к 8-ой.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь