Первым советским реактивным авиалайнером стал Ту-104 (статья про него уже есть на канале), но уже очень скоро он значительно устарел - сказывалась спешка, в которой он разрабатывался - самолёт получился очень не экономичным, шумным и аварийным. За неимением чего-то нового решили сделать уменьшенную копию с более тихими и менее прожорливыми двигателями - этакий A318 от мира Тушек.
Получился Ту-124. Его производство было в самом разгаре, когда Хрущёв посетил Францию с дружественным визитом. Посетил и.... прокатился на новейшем французском авиалайнере "Каравелла". Прокатился и понял, что Советскому Союзу нужен новый авиалайнер. Каравелла была в разы тише и комфортнее существующих Ту-104 и Ту-124, причём главным нововведением было расположение двигателей в хвосте самолёта. Туполеву было поручено создать модификацию Ту-124 с новым расположением двигателей. Проект получил название Ту-124А.
У самолёта удлинили фюзеляж, поставили Т-образное оперение, перенесли двигатели. Первые два опытных экземпляра были изготовлены в 1963 году. 29 июля 1963 года легендарный пассажирский авиалайнер Ту-134 впервые поднялся в воздух.
Испытания продолжались с 1963 по 1965 год. Они показали, что двигатели от Ту-124, Д-20 - имеют недостаточную тягу. Через некоторое время двигатели были заменены на Д-30, и именно тогда самолёт получил название Ту-134. Изначально на Ту-134 устанавливали двигатели первой серии, которые не имели реверсивного устройства, поэтому длина пробега превышала 2 километра. Из-за этого самолёт использовали только на международных линиях и рейсах между большими городами. Знающие люди спросят: почему так, если Тушка была оборудована даже тормозными парашютами? Ответ весьма прост: мало того, что в маленьких аэропортах маленькие полосы, так там к тому же ещё и не хватает специалистов по укладке парашютов.
Лишь в 1970 году на Тушки начали ставить двигатели второй серии, оборудованные реверсом. Именно эта модификация самолёта стала самой массовой и получила название Ту-134А.
Самолёт так и использовался исключительно на международных линиях, пока в 1972 году не разбился Ан-10 под Харьковом, после которой полёты на этих самолётах были запрещены. С того момента Тушка начала летать по Союзу и стала настоящей рабочей лошадкой на ближнемагистральных перелётах.
Переход на внутрисоюзные перелёты потребовал модернизации сети аэропортов державы - стали удлиняться ВПП, аэродромы оснащались новым оборудованием.
В 1980 году самолёт модернизировали ещё раз. В планах было удлинить салон, увеличив пассажировместимость до 96 человек, но от этой идеи отказались, решив просто изменить планировку салона. Также было установлено современное оборудование, а радиолокационная станция была поставлена вместо рабочего места штурмана. Эта модификация была названа Ту-134Б.
Также на основе этого самолёта были произведены такие спец. борта, как Ту-134УБЛ для тренировки лётчиков дальней авиации, Ту-134ЛК для тренировки космонавтов, а также Ту-134Ш для тренировки штурманов и VIP-версия на 10 пассажиров.
Самолёт совершил первый пассажирский рейс в сентябре 1967 года, а последний - 22 мая 2019 года. Всего за годы службы эти самолёты перевезли более полумиллиарда пассажиров, провели в воздухе 20 миллионов часов и пролетели 20 миллиардов километров. Этот самолёт стал настоящей легендой отечественного авиапрома.
Поддержать автора можно подпиской или по карте 2202 2023 5795 9760.
Все фото взяты из открытых источников.