Весь прошлый год российский авторынок переживал стресс: цены выросли, а машин было меньше, чем желающих их купить. Несмотря на все это, в 2021 продали больше машин, чем годом ранее. В этой статье мы разберемся, почему так произошло, кому стоит покупать новую машину, а кому лучше подождать.
Что происходит с рынком автомобилей в России
Новые автомобили в России в 2021 году, по данным разных аналитических агентств, подорожали примерно на 20—40%.
«Автостат» пишет, что по итогам минувшего года средневзвешенная цена нового авто выросла на 20% и незначительно превысила 2 млн рублей. А с учетом дилерских наценок и допов покупатели ощутили рост на все 40%.
При этом продажи за 2021 год подросли: по сравнению с 2020 годом удалось отыграть 4,3%. За прошлый год в России продали 1,7 млн новых легковушек. Ситуация начала исправляться во втором квартале, когда государство смягчило карантинные меры и люди смогли свободно передвигаться по своим городам.
Изучить КУРСФинансовая грамотность для взрослых
Как перестать беспокоиться о деньгах, наладить с ними отношения и двигаться к целям и мечтам
Автомобили с пробегом, по данным «Автостата», подорожали в среднем на 52%, или на 361 000 Р. Средняя цена выросла с 688 000 до 1 049 000 Р. Наиболее резкий скачок произошел под конец года: в ноябре цены поднялись на 6%, то есть примерно на 49 000 Р. В сентябре и октябре — на 4—5%.
Быстрее всего дорожали автомобили в возрасте от 3 до 7 лет, за год они выросли в цене на 30%. При этом многое зависит от конкретных моделей: пятилетняя Киа Спортейдж подорожала на 26%, а Шкода Октавия — на 19%. Так сильно машины не дорожали с кризисного 2014 года.
Причины роста цен на автомобили
Цены начали расти еще с конца 2014 — из-за падения курса рубля. Но 2020 год этот процесс подстегнул: из-за пандемии по всему миру остановились заводы производителей электронных чипов, полупроводников и других электронных компонентов. Вслед за ними временно встали конвейеры автозаводов.
Что за дефицит микрочипов
Микрочипы нужны для блоков управления двигателем, панели приборов, мультимедийной системы, трансмиссии и многих других систем. На чипах также работают компьютеры, смартфоны и прочая электроника.
Нехватка возникла из-за антиковидного локдауна: производство приостановили, а спрос на электронику, наоборот, подскочил. Это нарушило поставки и спровоцировало рост цен на автомобили и многие электронные устройства. Усугубил ситуацию пожар на японской фабрике Renesas в марте 2021 — это один из ключевых поставщиков микросхем. По этой причине мировой объем производства авто упал на 7%. Работу завода восстановили только летом.
Микросхем не хватает до сих пор, предприятия все еще не работают на полную мощность. Аналитики прогнозируют, что дефицит будет влиять на рынок электроники и автомобилей еще несколько лет.
В России чаще всего останавливали производство Лады Гранты — самой доступной и востребованной в стране модели. В 2019 за нее просили примерно 444 тысячи, а к июню 2021 года цена выросла до 559 900 Р.
Группа ГАЗ выкручивалась по-своему: временно выпускала некомплектные автомобили, а недостающую электронику предлагала установить, как только та будет.
Дилеры в таких условиях потеряли в продажах. Потери они компенсировали за счет повышения доходности с каждой проданной машины. Продавцы в салонах навешивают на авто дополнительное оборудование, которое отдают по завышенной цене. В результате из-за каких-нибудь ковриков, камеры заднего вида, антикора и примитивной сигнализации за машину, которая стоит миллион, просят 1,3—1,5 млн.
Удорожание валют и инфляция также повлияли на ценообразование. В валюте, к примеру, расплачиваются за логистику и комплектующие. В 2021 году производители и импортеры закладывали курс доллара на уровне 72 Р, однако он превысил отметку в 77 Р — и это ощутимо повлияло на издержки автоконцернов.
Обзор рынка автомобилей за 2021 год
В 2021 году авторынок подрос относительно 2020, но само это сравнение не совсем корректно. Первый год пандемии больно ударил по автомобильной сфере: в 2020 году рынок упал сразу на 9,1%, тогда как в 2019 — на 2,3%. В последний раз он рос в 2018 году. Получается, что положительная динамика прошлого года обусловлена лишь низкой базой для сравнения.
В наиболее выгодном положении в 2021 году оказались авто массового сегмента. Самыми популярными по типу кузова стали седаны, за ними шли кроссоверы и хэтчбэки.
Рост продаж показали китайские марки: их производители не были так подвержены влиянию общего дефицита микрочипов, а для покупателей преимуществом стала их относительная дешевизна, дизайн и позитивные изменения в плане качества.
В 2021 году в 1,6 раза выросли продажи китайских электромобилей, в выгодном положении также оказались независимые китайские бренды. В отличие от совместных предприятий вроде SAIC Volkswagen, FAW Volkswagen, FAW Mazda и Dongfeng Honda, они быстро подстроились под ситуацию и наладили поставки полупроводников с внутреннего рынка Китая. В результате на рынке нет дефицита новых китайских автомобилей: в 2021 году в России продали больше автомобилей Джили, Чери и Хавейл, чем когда бы то ни было.
Самые подорожавшие автомобили 2021 года
За прошедшие 12 месяцев сильнее всего подорожали премиальные бренды — в среднем на 11,9%. Серьезно подорожали авто не самых массовых в России марок: Джип и Дунфэн — на 18%, Дженезис — на 17%, Мини и Кадиллак — на 16%.
Масс-маркет прибавил 10,5%. Ценники на модели Лады в течение года переписывали семь раз, цена выросла на 15%. Продукция УАЗа тоже подорожала на 15%. Для сравнения: Киа, Шкоды и Фольксвагены подорожали на 13%. Но все это справедливо, если смотреть только на рекомендуемую розничную цену без дополнительного оборудования дилера, по которой машину не купить.
Рост цен на самые продаваемые в России автомобили с учетом стоимости дополнительного оборудования
МодельДекабрь 2020Декабрь 2021Динамика
Киа Спортейдж 1 958 055 Р-2 801 189 Р43%
Рено Дастер 1 263 293 Р-1 647 579 Р30%
Киа Рио 1 200 194 Р-1 547 783 Р29%
Мазда CX-52 502 180 Р-3 231 944 Р29%
Шкода Рапид 1 133 574 Р-1 437 153 Р27%
Хендай Крета 1 481 543 Р-1 866 068 Р26%
Мицубиси Аутлендер 2 178 759 Р-2 608 670 Р20%
Тойота RAV4 2 685 688 Р-3 199 795 Р19%
Ниссан Икс-трейл 2 352 000 Р-2 776 258 Р18%
Тойота Камри 2 558 048 Р-3 006 665 Р 18%
Источник: autonews.ru
Самые дешевые автомобили 2021 года
Вряд ли уместно искать «дешевый новый автомобиль»: даже за самые простые модели в базовой комплектации просят приличные суммы. Тем, кто ищет бюджетную машину из салона, приходится отказываться от самого необходимого или даже экономить на безопасности.
Почти половина спроса пришлась на внедорожники. В 2021 году самой недорогой в этом сегменте в России по-прежнему оставалась Лада, только теперь она называется не просто 4 × 4, а Нива Ледженд. Следом по популярности шли Хендаи и Рено, продажи которых выросли на 2%.
МодельЯнварь 2021Декабрь 2021Динамика
Лада Веста От 606 900 РОт 835 900 Р38%
Рено Сандеро От 697 000 РОт 869 000 Р25%
Лада Гранта От 499 000 РОт 587 900 Р18%
Шкода Рапид От 872 000 РОт 1 020 000 Р17%
Фольксваген Поло От 885 000 РОт 1 033 000 Р17%
Лада Икс-рей От 690 900 РОт 802 900 Р16%
Шевроле Нексия От 744 400 РОт 850 900 Р14%
Хендай Солярис От 815 000 РОт 920 000 Р13%
Лада Нива Леджен От 629 000 РОт 693 900 Р10%
Рост цен на самые доступные автомобили в базовой комплектации, по материалам «Автоньюс»