Найти в Дзене
Retro-детектив

Ограбление Первого общества взаимного кредита

1918 год. На части территории центральной России больше года властвовали большевики. Князья, владельцы заводов и мануфактур, доходных домов, депутаты, помещики и прочие состоятельные сословия царской России, чтобы сохранить жизнь, в спешке бежали от большевицкого террора на юг России, куда Советская власть ещё не добралась. С собой могли забрать только драгоценности, которые нужно было где-то хранить.

Следом за ними потянулись бандиты разных мастей: воры, грабители, шулера -- воровать у рабочего класса и крестьян было нечего. Новую власть криминальный мир боялся: за любое преступление могли поставить к стенке и pаccтpeлять без суда и следствия.

Дом, где до революции располагалось Первое Ростовское общество взаимного кредита. Источник фото  http://rslovar.com
Дом, где до революции располагалось Первое Ростовское общество взаимного кредита. Источник фото http://rslovar.com

Приехавшие богачи несли свои драгоценности в Первое Ростовское общество взаимного кредита, расположенное на углу Николаевского переулка (сейчас улица Семашко) и Казанской улицы (сейчас улица Серафимовича).

В 1898-м году немецкая фирма "Арингейм" и французская "Фише" по заказу ростовских банкиров сделала стальную коробку, в которой помещалось более 1500 ячеек для хранения ювелирных украшений и денег.

Коробка была установлена в Николаевском переулке, в подвале дома №32. Стальную комнату окружала бетонная стена толщиной около двух метров. Закрывалась грандиозное сооружение толстой стальной дверью. По инструкции, у дверей хранилища круглые сутки должна дежурить охрана.

Каждая ячейка имела два замка, которые закрывались или открывались только одновременно двумя разными ключами. Один ключ был у хозяина ячейки, другой находился у кассира.

25-го декабря 1918 года Россия праздновала Рождество. После трех выходных дней отдыха Первое общество взаимного кредита возобновило работу. Кассир спустился в подвал, чтобы взять деньги из хранилища. Несмотря на все усилия дверь не отпиралась. Он поднялся наверх, и направился к председателю правления банка А.М. Штрому. Вскоре прибыла полиция и жандармерия.

Дверь пытались открыть сразу несколько человек, но сделать ничего не смогли. Техник Федоров попросил принести план устройства хранилища. Он показал место, где можно сделать проем. Только к вечеру усилием несколько человек в стене появился проем.

В узкое отверстие полез инженер Федоров. Попав в хранилище он увидел, что там царил хаос: ячейки вскрыты, на полу валялись газовые баллоны и инструменты, а посреди хранилища в полу зиял проем, который вел в тоннель.

Лестница, которая когда-то вела в подземное хранилище. Источник фото http://rslovar.com
Лестница, которая когда-то вела в подземное хранилище. Источник фото http://rslovar.com

Четыре человека пошли по тоннелю, который был высотой полтора метра, шириной один метр, его длина составляла 35 метров. Тоннель заканчивался в подвале дома Аграева.

План тоннеля. Источник фото http://rslovar.com
План тоннеля. Источник фото http://rslovar.com

Здесь (в подвале дома Аграева) обнаружили три мешка с искореженными ювелирными украшениями, из которых были вынуты бриллианты. Вполне вероятно, преступники жили за пределами России.

Общая сумма украденного составляла около 2,5 миллиона рублей. 500 ячеек (всего ячеек было 1500) остались нетронутыми. Оставшиеся ценности описали, и увезли в надежное место. Впоследствии, в апреле 1919 года их выдали владельцам.

Полиция выяснила: летом 1918 года несколько несколько молодых мужчин
арендовали подвал дома номер 32 в Николаевском переулке для обустройства пекарни. Владельцам дома, Аграеву и Кистову, арендаторы заплатили три тысячи рублей. Жили молодые люди неподалеку, в гостинице "Петроградская". 29-го декабря 1918 года, сразу после ограбления, мужчины покинули гостиницу.

Преступников не нашли. Одно время предполагали, что общество ограбили братья Гертнер, потом подозрения пали на инженера Федорова.

Но есть ещё одна, более правдоподобная версия. Некоторые фронтовики победу (1945 год) встретили в Румынии. После демобилизации несколько человек отправились в ресторан. Там к ним за столик сел незнакомый мужчина. Он рассказал, что в 1918-м году в Ростове был участником ограбления общества взаимного кредита.