Найти в Дзене
Душа на колесах

Дрейф "Святой Анны"

Оглавление

10 августа 1912 года арктическая экспедиция под руководством Георгия Брусилова вышла из Санкт-Петербурга на шхуне «Святая Анна». Намереваясь впервые пойти Северным морским путем под русским флагом, уже к 17 сентября экипаж благополучно миновал Карские ворота. Ледовая обстановка в тот год была одной из самых тяжелых. Но Брусилов принимает решение двигаться дальше.

Корабль во льдах
Корабль во льдах

Вскоре путь на восток преградили льды. 5 октября шхуна намертво вмерзла, а уже 28 числа начала свой долгий дрейф на север вместе с оторванным ледовым полем. Движение это было медленным, почти незаметным. Поэтому экипаж не сильно беспокоился. К лету лед растает, и шхуна соскользнет на чистую воду, продолжив свой путь на восток.

Первая зимовка

Все изменилось зимой 1912-13 гг. Огромные массы льда, прибившиеся ранее под действием южного ветра к берегу, теперь устремились обратно на север. Туда, где ранее образовались огромные пространства свободной воды. Дрейф «Святой Анны» ускорился.

В новом году ситуация ухудшилась. Экипаж скосила неизвестная болезнь. Температура и слабость косвенно говорили об инфекции.

Позднее специалисты придут к выводу, что причиной болезни могло стать мясо белых медведей. Сегодня известно, что эти животные поголовно заражены червями-нематодами. И употребление такого мяса вызывает острое хроническое заболевание – трихинеллёз.

Забота о заболевших легла на плечи единственной женщины на корабле – сестры милосердия Ерминии Жданко. Обязанности капитана исполнял судовой штурман Валериан Альбанов.

Арктический привет
Арктический привет

Уже к лету 1913-го экспедиция миновала Новую Землю. К этому времени экипаж ощутил всю бедственность своего положения и пытался самостоятельно выбраться из ледового плена. Любая случайно открывшаяся полынья могла стать спасением. Но чуда не случилось. «Святая Анна» двигалась к полюсу.

Между членами экипажа росло напряжение. Особенно остро это ощущалось в отношениях Брусилова и Альбанова. Психологическая несовместимость, нечеткое разделение обязанностей, изматывающая болезнь, неопределенность положения и отсутствие общей цели значительно усложняли и без того бедственное положение.

Штурман Валериан Альбанов
Штурман Валериан Альбанов

Брусилов был готов идти до конца. Его гнали вперед взятые обязательства и долги перед заемщиками. Альбанов же радел за сохранение экипажа и возвращение домой. А с победой или поражением – это уже не так важно.

Им бы сесть и поговорить. Но Брусилов не считал нужным посвящать штурмана в свои переживания. Альбанову же мрачная угрюмость и нервозность капитана были непонятны и оттого неприятны.

Между тем запасы истощались. Керосин подходил к концу. На корабле царили мрак и сырость. Каюты утепляли, как могли. Вместо ламп жгли еле тлеющие каптерки на медвежьем жире. Напряжение нарастало.

Осенью 1913-го происходит очередной конфликт между капитаном и штурманом. В результате Альбанов складывает полномочия и становится рядовым членом экипажа.

Красным выделен дрейф "Святой Анны"
Красным выделен дрейф "Святой Анны"

Исход к земле

Наступает 1914 год. Шхуну уносит еще дальше. Теперь она находится севернее Земли Франца-Иосифа.

Чтобы сэкономить провизию и хоть как-то позвать на помощь, экипаж принимает сложное решение. Часть моряков, во главе с капитаном, остается на шхуне. Остальные под командованием Альбанова пытаются пешком дойти до Земли Франца-Иосифа. Там, на мысе Флора, штурман рассчитывал найти брошенную базу английского полярника Фредерика Джексона. А при удачном стечении обстоятельств – дождаться проходящий мимо корабль и позвать на помощь.

10 апреля 1914 года Альбанов с товарищами покидает «Святую Анну».

#корабли #арктическиеэкспедиции #арктика #шхуна #история