21 ноября. Джиппинг через пески и камни до 5900м. Акклиматизация выше 6000.
Дорога к Охосу – это отдельно взятое приключение. В одну сторону 2,5-3 часа разнообразной рулежки, песков, гравийки и откровенных валунов посреди дороги.
В самой засушливой пустыне мира дорогу вам может преградить лес ледяных столбиков – пенитентесов. Но виды шикарные. Отдельное развлечение – фотографировать соседние машины в особо удачных ракурсах. Днем и по солнышку – сплошное удовольствие (для ценителей такого рода удовольствий).
Проехали высоту Эльбруса (5642 м.)… Проехали вершину Килиманджаро (5895 м.). Иииии.. вот она, прковочка на Охосе на высоте 5900 м.
Сходили примерно до 6200 м. Устали.
22 ноября. День Сурка.
Варианта у нас 2: идти или сегодня в ночь (то есть восхождение будет 23 ноября), или завтра (тогда гора 24 ноября). Связи нет никакой, кроме спутника. Каждый день получаем из офиса смс с погодой. 25 ноября шторм с ветром 100 км\ч. 24 ноября чуть лучше, но все равно цифры пугающие.
Надо сказать, что на Охос мы сходили. И сходили исключительно благодаря верному расчету Виктора: не зря он требовал подробный прогноз каждый день. Для принятия решения ему нужны были не столько показатели ветра, температуры и осадков на день восхождения, сколько динамика этих показателей. Шторм сначала обещали на 24 ноября, а потом его пик плавно переполз на 25 число. Можно ли было идти с запасом по погоде 23 ноября? Нет, потому что люди устали от предыдущих хождений. Хороший гид смотрит не только в прогноз, но и людям в глаза. А Виктор – опытный и гид, и высотник (на Эвересте был 5 раз). Он точно знает, что первичным в горах является человеческий фактор. Усталость – прямая дорога к аварии. «Я не знаю ни одну простую гору». О, как он был прав.
23 ноября. День Сурка-2.
Сегодня был объявлен день углеводной загрузки. Макароны, жареная картошка. Поспать особо не получится, выезд назначен на 22.00. остается компенсировать едой. Все собирают свои многослойные комплекты одежды и ланчпакеты. В 21.00 ужин (или завтрак?). В 22.00 выезд тремя машинами на 5900. В команде 11 человек.
24 ноября. Бойтесь своих желаний. Восхождение на высочайший в мире вулкан Охос-дель Саладо.
Ровно в час ночи стартанули с площадки на 5900. Ночью на высоте есть правила игры, нарушать которые нельзя: шаги должны быть маленькими, плавными и постоянными. Темп рвать нельзя. Нельзя закрывать глаза, особенно когда очень хочется подремать на ходу. Или просто схитрить и меееедленно моргнуть.
-Нет, нельзя! Не закрывай глаза!
Шаги и темп репетировали на акклиматизации: если вы взрослый успешный человек, то совсем не факт, что вы умеете правильно ходить.
Не закрывай глаза! Дыши! Я не слышу, как вы дышите! – крутится голос Бобка в голове
Время до рассвета превращается в вечность. Вереница людей медленно набирает высоту. Виктор впереди. Ольга (второй Второй гид) замыкает. На 5м человеке ошибка в шагах накапливается и темп хвоста колонны становится рваным. Разбиваю группу пополам, чуть отстаю, чтобы не упираться во впереди идущих и держать плавный темп.
Не закрывай глаза! Дыши!
Самое сложное – дотянуть до рассвета. Предрассветное время самое холодное и очень хочется спать. С первыми лучами солнца будет лучше.
Дыши, не закрывай глаза…
С рассветом уходит проблема засыпания. Но высота уже сильно больше 6000. На небе видна тень Охоса.
К 12 утра поднимаемся на кратер вулкана. Почти все участники потом рассказывали, что видели в скалах очертания людей, домов, пиратских кораблей и невиданных зверей. Мы с Олей в камнях видели камни. Обидно!
Ключевой участок маршрута на Охосе – выход на вершину. Надо подняться по осыпи, вылезти небольшой внутренний угол и пройти по гребню. Такая архызская скальная «единичка» надстройкой на Килиманджаро (где все пешком, но на приличной высоте).
После обеда поднимается ветер – шторм все-таки приближается. Во внутреннем углу и на гребне дует так, что продувает гортекс, пуховку и все остальные слои насквозь. Флаги рвет из рук. Да, мы на вершине ВЫСОЧАЙШЕГО В МИРЕ ВУЛКАНА. Высота 6893 м.
На спуске осознаешь себя как в замедленной съемке. Со склонов Охоса видна площадка с машинами, идешь, а они как будто не приближаются. На фоне усталости и высоты все замедляется, даже мысли. Зато с потерей высоты появляется возможность поговорить.
– Тигран…шаг…пауза…вдох. Я очень хотела на Охос… Шаг…пауза…вдох. А вот теперь не знаю, куда его девать…шаг…пауза…вдох. Ну почему я не хотела счет в швейцарском банке, а ? Пауза…вдох…шаг.
– Это … пауза…вдох…шаг… так не работает.
Спустились на стоянку. Из трех машин на 5900 осталось две. Еще одна уехала с теми, кто повернул назад.
И тут одна из оставшихся машине не завелась. Замерз дизель. Большая удача, что вторая машина завелась. Почему законы физики до этого 20 раз не сработали (примерно столько раз Бобок был на Охосе), а сейчас сработали на одной машине из трех… Но вот ружье на стене, и вот оно выстрелило.
За бортом 5 вечера, ветер усиливается, темнеет. Холодно, становится еще холоднее. Где-то час пытались машину завести. Когда стало понятно, что шансов нет, оставили машину на площадке и спустили людей вниз на второй. Разбираться с железом будем завтра.
25 ноября. Mission impossible.
Если диагноз верен, то как завести машину, которая замёрзла на 5900? Ждать солнца или лить антигель. А если диагноз не верен? Лучше об этом даже не думать.
Рядом с нашим лагерем на Лагуне Верде стоят огромные вездеходы. Команда немцев строит систему коммуникации между высокогорными лагерями вокруг Охоса.
Они долго расспрашивали, какая машина, какой объём бака, сколько там топлива… Выдали 2 банки антигеля. Пошли их благодарить чем было, а было вино.
– Мы в горах не пьем, а лучшим подарком для нас будет, если все будут возить с собой биотуалеты и вывозить мусор.
– Окей, мы в общем тоже за экологию.
Договорились о связи между лагерем и спасательной машиной на 13.00. В 12.00 подхожу к Ольге.
– Они заведут.
– Я знаю. Пошли собирать лагерь.
В 13.00 спасательная машина отзвонилась, сказали окей, едем. В 14.00 в машине на кочке сдвинулся плохо закрепленный аккумулятор и слегка закоротил всю машину. В 14.05 аккумулятор поставили на место.
К 17.00 пообедали, собрали палатки, кухню, мусор и поехали на океан.
Отель – ресторан. Ура, самим готовить не надо. И мыть посуду салфетками.
26 ноября. Рвать когти или роз лепестки. Чилийская революция из окна ресторана.
Встали с утра пораньше, чтобы съездить в нацпарк к пингвинам. Выезд из города перекрыт. В Чили идут вялотекущие протесты против социального неравенства. Общее ощущение, что народ уже просто веселится. Все тихо-мирно, культурно. Но нет, проехать нельзя никак. Другой выезд – то же самое. Третий – то же. Бобок принимает единственно верное в данной ситуации решение – заехать в ресторан.
Я, как самая нервная и ответственная, страшным шепотом спрашиваю у Бобка:
– Витя, уже пора звонить в посольство? – Ага, а что ты им скажешь? Что ты в ресторане, тебе принесли закуски, но пока не несут горячее?
Революция продлилась ровно до сиесты. К обеду все дороги открыли, мы уехали в Английскую бухту, поближе к нашему аэропорту.
Приехали в отель, спросили о наличии номеров. Нету. Переспросили еще 2 раза – номера появились. И даже заселили раньше чекина. В Чили есть свой лайфхак: переспроси несколько раз, вероятно, твоя проблема решится.
27 -28 ноября. Горячие пески Атакамы и неТихий океан в Кальдере.
За 2 дня отдыха стали экспертами в местной кухне.
Прикормили огромного льва.
Объелись морепродуктами. Покатались по пустыне и даже слегка посадили машину в песках. Для основной части группы программа на этом не завершилась – впереди восхождение на высшую точку обеих Америк гору – Аканкагуа…