Найти тему
Осталось в проекте

На поезде из Владивостока в Лос-Анджелес

Оглавление

Это мог быть самый грандиозный проект в истории человечества. Дорога, которая связала бы континенты, влияла бы на политику и экономику, изменила жизнь людей.

Между Чукоткой и Аляской около 80 километров. От Евразии до Америки можно сказать рукой подать. Как только человечество увидело все плюсы железных дорог, сама собой появилась мысль связать крупнейшие материки планеты. Из Парижа до Нью-Йорка на поезде — такая идея захватывает дух.

Между Россией и США 86 километров
Между Россией и США 86 километров

Паром

Ещё в конце XIX века в США заговорили о том, что хорошо бы связать железнодорожными паромами Аляску и Чукотку. Других вариантов тогда не было. Технологии ещё не позволяли ни мосты такой протяжённости строить, ни тоннели пробивать.

В США на рубеже XIX и XX веков создали акционерное общество. К проекту подключились французские бизнесмены. Американская сторона была готова вложиться и в строительство подводящей железной дороги в Восточной Сибири: 5 тысяч километров — от Канска до мыса Дежнёва.

За это американцы хотели получить в аренду на 90 лет полосу вдоль железной дороги. Но кроме зоны отчуждения ещё по 12,5 км в каждую сторону от железной дороги с правом хозяйственного освоения этой территории.

В России долго спорили по этому поводу, но в конце концов отказались выделять участки для железной дороги. Проект свернули.

Потом были две мировых войны и революция в России, не до грандиозных проектов. Как много полезного бы построили люди, если бы не тратили деньги на войны!?

Дамба

К идее соединить Америку с Евразией вернулись уже после войн, и когда отношения между СССР и США немного потеплели.

В конце 50-х годов советский инженер Пётр Борисов предложил построить дамбу через Берингов пролив. Проект был авантюрный, но тем не менее в СССР эта идея была запатентована.

Дорога, которая свяжет два континента, в этой идее была не главной. Главное — изменить климат на русском севере. Плотина должна была остановить холодные течения Тихого океана, тогда теплый Гольфстрим "подогревал" бы заполярье.

Все остальное — электростанции, железная и автомобильная дороги "прилагались" к этому проекту. Идея дорогая и безумная. Даже если её удалось бы реализовать, климатические последствия трудно спрогнозировать.

К счастью, дальше книжки "Может ли человек изменить климат", где подробно описывается проект, дело не пошло.

Книга 1970 года издания, где подробно описывается идея строительства дамбы через Берингов пролив
Книга 1970 года издания, где подробно описывается идея строительства дамбы через Берингов пролив

Тоннель

Впервые о тоннеле заговорили в 60-х годах. Тогда была идея проложить по тоннелю ЛЭП и объединить энергосистемы СССР и США.

Много и обстоятельно о проекте тоннеля начали говорить уже в 90-е годы, после "холодной войны".

Проект тоннеля под Беринговым проливом
Проект тоннеля под Беринговым проливом

В России идею тоннеля вынашивал ученый Павел Мельников, который долгие годы изучал вечную мерзлоту. В 2000-х её подхватил глава РЖД Владимир Якунин. Но дальше конференций, заявлений, стратегий дело не пошло. В последние годы интерес к проекту начал проявлять Китай.

Длина тоннеля может быть от 98 до 113 км. Сейчас самые длинные подводные тоннели Евротонель (51 км) под Ла-Маншем и тоннель Сэйкан (53,85 км), соединяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо.

На маршруте прокладки тоннеля под Беринговым проливом расположены два острова — Ратманова и Крузенштерна. Поэтому тоннель мог бы состоять из трех частей. Это облегчило бы строительство.

Построить тоннель — полдела, к нему ещё нужно проложить дороги
Построить тоннель — полдела, к нему ещё нужно проложить дороги

Но кроме самого тоннеля к нему нужно подводить железную и автомобильную дороги. Прокладывать их придётся в непростых климатических и геологических условиях. Хотя современные технологии позволяют всё это сделать.

Проект дорогой, но и средства на его реализацию можно было бы найти. Вопросы, пожалуй, как и сто лет назад, политический. Страны, которые участвуют в проекте, должны договориться.

Поэтому скорее всего идея моста-тоннеля через Берингов пролив в ближайшие десятилетия так и останется в проекте.

Подписывайтесь на "Осталось в проекте" — истории о нереализованных идеях и проектах.