Найти тему
Никита Комиссаров

Ручной самолёт или управление БПЛА

Оглавление

БПЛА - это беспилотный летательный аппарат без экипажа на борту, они бывают разных типов и видов.

История возникновения

Летающие беспилотники уже не первое столетие занимают умы конструкторов и ученых. Если в XX веке беспилотник был смелой фантазией, как и многие научные и технические идеи, то в XXI обычное дело.

Первые предшественники современных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) — австрийские аэростаты для воздушной бомбардировки. Их впервые использовали в 1849 году.

Зажигательный шар
Зажигательный шар

Предпосылками для полноценного развития летающих беспилотников было — изобретение электричества и радиосвязи. Первопроходцами в этой сфере стали гениальные ученые и вечные враги Томас Эдисон и Никола Тесла.

Эдисон представил свою разработку чуть раньше, в 1892 году, и это был беспилотник далеко не в современном понимании этого слова: торпедой Эдисона можно было управлять только по проводам. Никола Тесла пошел дальше и уже в 1899 году создал маленький беспилотник на радиоуправлении.

Точкой отсчета стал 1910 год, когда изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил создать летательный аппарат под управлением часового механизма. В определенное время он должен был сбросить крылья и рухнуть на врагов. Идея заинтересовала американцев – они начали финансировать разработки инженера. Первые тестовые полеты прошли успешно, но дальше их проект не пошел.

Долгое время БПЛА воспринимали исключительно как военную технику. Во время Первой мировой войны немецкие и американские производители разрабатывали беспилотники и соревновались, чей поднимет больше взрывчатки. Максимума добились США в 1916 году: их беспилотник мог унести 450 килограммов. В военных действиях БПЛА так и не приняли участие, но полученные наработки позже использовали.

Классификация

БПЛА можно разделить на 4 группы:

  1. Микро - весом меньше 10кг, max время в воздухе - 60мин, высота - 1км
  2. Мини - весом 50кг, max время воздухе - 5 часов, высота 3-5 км
  3. Миди – весом до 1 тонны, max время в воздухе-15 часов, высота до 10км
  4. Тяжелые БПЛА – вес больше тонны, max время в воздухе - больше суток, высота до 20 км
Разновидности беспилотников
Разновидности беспилотников

Станции управления

На сегодняшний день имеются следующие возможности по управлению беспилотных летательных аппаратов: через морские станции управления (катер, корабль, буксировочно-спасательное судно), через мобильные станции (джипы, минивены и т.д.), так же стационарные пункты управления. Различные БПЛА (в зависимости от класса, конструкции, назначения)

Стационарный пункт управления
Стационарный пункт управления

Подразделяются в первую очередь на стационарный класс (помещение, бункер), на мобильный класс (система контроля и навигации вместе с оператором находятся в фургоне, мобильном передвижном минивене), и на ручной класс (кейсы, которые быстро и легко можно развернуть в полноценные станции управления).

Мобильный пункт управления БПЛА
Мобильный пункт управления БПЛА

Способы управления БПЛА

1. Ручное управление –БЛА управляется пилотом-оператором с пульта
дистанционного управления

Пилот либо визуально наблюдает БЛА, либо ориентируется по картинке,
передаваемой видеокамерой. Ограничения такого управления
очевидны: при визуальном наблюдении размеры БПЛА - БЛА и условия
видимости ограничивают дальность ручного управления БЛА 1-2
километрами.

Визуальное управление
Визуальное управление

Также возможно управление при использовании FPV системы (First
Person View), что позволяет иначе использовать беспилотник

Управление с помощью FPV системы
Управление с помощью FPV системы

2. Автоматизированное управление БЛА (БПЛА) заключается в
передаче по командной радиолинии типовых заданий для
исполнительных механизмов.

К типовым заданиям относятся: совершить правый (левый) поворот на N
градусов, выйти в заданную точку, набрать заданную высоту, вернуться,
совершить облет объекта (района). В этом случае наблюдение и
контроль исполнения производятся по данным телеметрической
информации. Как правило, БЛА оснащен приемником
GLONASS - GPS,
осуществляющим определение координат и подобием автопилота,
обеспечивающим в некоторой степени координированный полет и
стабилизацию ЛА.

3. Автоматическое управление БЛА обеспечивает возможность
полностью автономного полета БЛА по заданной траектории на
заданной высоте с заданной скоростью и со стабилизацией углов
ориентации.

Автоматическое управление, осуществляемое полноценным
автопилотом БЛА, гарантирует безопасный полет ЛА вне связи с базовой
станцией, практически при любых погодных условиях. Именно такой
способ управления БЛА является в настоящее время наиболее
востребованным со стороны эксплуатантов беспилотных систем, т.к.
предъявляет наименьшие требования к подготовке персонала и
обеспечивает безопасную и эффективную эксплуатацию систем
беспилотных летательных аппаратов

Эксплуатация

На данный момент беспилотники используются во многих отраслях,таких как:

· Строительство

· Военное дело

· МЧС

· Полиция

· Геологи

Так же дроны пользуются популярностью у не профессиональных

пилотов для:

· Гонок

· Фото и видео

· Развлечения

· Курьерская служба

Забавный факт

Первоначально операторов набирали среди бывших или действующих пилотов. Но со временем стало понятно, что по скорости реакции, без ощущений «пятой точки», стало ясно, что профессионалы значительно уступают простым геймерам, имеющим опыт обращения с авиасимуляторами на компьютерах или игровых консолях, таких как Playstation или ХBoх. Операторы, обучающиеся пилотированию БПЛА, что называется «с нуля», быстрее осваивали сложную аппаратуру и управление ЛА, в отличие от летчиков, которые делали больше ошибок и медленнее обучались.

Итог

Подводя итог, хочу сказать, что беспилотники влились в нашу жизнь, и без них никуда. Прежде чем браться за аппаратуру даже самого простого дрона, надо пройти обучение, и тренироваться на симуляторах