Найти тему

Историческая память: "все сохранить"vs "все стереть"

Мировая история наполнена бесконечными примерами "сложного прошлого": темные пятна или даже целые темные страницы есть у каждого народа и нации. Люди испокон веков совершали чудовищные преступления: вели кровавые войны, осуществляли репрессии, применяли жестокость к отдельным группам или даже народам. И когда страшные события так или иначе оказывались позади, люди сталкивались с проблемой - как же жить с этим "прошлым", которое в прошлое не уходит? Как примирить преступников и их жертв? И возможно ли это?

Каждая страна решала этот вопрос по-своему. Германия прошла весь тяжелый путь от "коллективной амнезии" и признания себя главной пострадавшей от гитлеровского режима в первое послевоенное десятилетие до признания пожизненной ответственности за развязывание Второй мировой и выплаты компенсаций пострадавшим. ЮАР после падения апартеида прорабатывала коллективную травму в помощью созданной Комиссии правды и примирения, чьим лозунгом было объединение с помощью покаяния и прощения. В Руанде после геноцида 1994 г. состоялся международный трибунал над главными военными преступниками (очередной его приговор прозвучал совсем недавно, когда спустя 23 года был наконец обнаружен и арестован один из главных спонсоров и ораторов печально известного "Радио тысячи холмов"), дела рядовых участников геноцида рассматривались местными судами, из школьный учебников исчезли упоминания о различиях между хуту и тутси и учрежден день поминовения жертв. Кроме того, сразу после прекращения резни силами ООН хуту - главные виновники геноцида - совершили самый массовый "исход". Всего за один день страну покинуло около 400 тыс хуту : "длинная черная очередь людей, которые шли молча, как машины. Казалось, что страна опустела",- писал один из миротворцев, участвовавших в событиях.

Ницше видел опасность в чрезмерном увлечении прошлым: "Мы все страдаем изнурительной исторической лихорадкой", - писал он. Это замечание относится и к российскому обществу, которое, не проработав свои исторические травмы, воспроизводит их снова и снова. Об истории у нас спорят бабушки в поликлиниках, студенты в метро и кафе, семьи за семейными обедами и праздничным застольем. Почему мы так увлечены рассматриванием прошлого вместо настоящего? Почему в разговорах о будущем непременно всплывают аллюзии на прошлое? Какое место прошлое на самом деле занимает в наших умах ?

Именно этим вопросам посвящен мой новый исторический проект, о котором расскажу в последующих постах.

А какого ваше мнение о месте прошлого в современной истории России?