Найти тему
Новый День

И по мерзлоте пройдет, и поплывет: на Урале продолжается разработка проекта «Арктический автобус»

На Урале продолжается разработка проекта «Арктический автобус». Серийное производство планируется начать в 2024 году.

Как передает корреспондент РИА «Новый День», разработка автомобилей для эксплуатации в условиях Арктики началась в 60-х годах прошлого века. Первой моделью стал «Урал-375К». В 80-90-х годах на УралАЗе создали специальную коммерческую дизельную модель в исполнении для холодного климата.

В 2000-х годах на Южном Урале начали изготавливать вахтовые автобусы для Ямала и Ханты-Мансийского округа. В средине прошлого десятилетия были проведены опытные работы по созданию автомобилей для районов вечной мерзлоты.

А в марте 2021 года правительство России утвердило государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», в рамках которой автозавод «УРАЛ» совместно с Южно-Уральским госуниверситетом и МГТУ имени Баумана подготовили предложения по созданию высокотехнологичного серийного производства транспортных средств для эксплуатации в условиях экстремального холода.

Сейчас разрабатываются несколько автомобилей: «Арктический автобус», «Арктический автопоезд с трансформируемым функциональным модулем», а также ряд технических решений, обеспечивающих эксплуатацию агрегатов и систем в условиях крайнего севера.

Сегодня прессе продемонстрировали второй макетный вариант автобуса.

-2

Он предназначен для перевозки людей в труднодоступных районах – там, где не может пройти другая техника. Полная масса машины – 17 тонн, при этом автобус может удержаться на плаву в полынье около 1 часа. Колесная формула – 6х6, запас хода – не менее 600 км.

-3

Используются широкопрофильные шины низкого давления: воздействие на грунт – не более 0,35 кг на квадратный сантиметр. Это обеспечивает не только высокую проходимость по снегу и слабонесущим грунтам, но и сохранность растительного слоя.

-4

По сравнению с первым образцом, представленный сегодня автомобиль отличается улучшенными теплотехническими характеристиками, большим комфортом и вместимостью – теперь в салоне могут поместиться 28 человек. Автобус может эксплуатироваться без дозаправки при температуре ниже минус 50 градусов до 4 суток. Система отопления не зависит от работы двигателя – для нее предусмотрены отдельные топливные баки. Если топливо полностью закончилось, то комфортная для людей температура продержится в салоне около 6 часов.

-5

Сейчас разрабатывается третий макетный образец: в целях дальнейшего улучшения теплотехнических характеристик планируется объединить салон с кабиной водителя, заменить пневмоподвеску на рессоры увеличенной длины. Кроме того, есть задумка сделать автомобиль плавающим.

-6

На базе арктического автобуса планируют выпускать арктические автопоезда, что позволит создать передвижные медпункты, лаборатории, учебные классы, автолавки и так далее.

В 2023 году планируется приступить к изготовлению опытных образцов различной конфигурации и исследованию рынка. Затем на основе предпочтений потенциальных пользователей будут либо определены характеристики для одной модификации, либо будут разработаны несколько моделей.

-7

Шасси для опытных образцов предоставит АЗ «Урал», остальные узлы будут разрабатывать и изготавливать в Южно-Уральском госуниверситете в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра (УМНОЦ).

-8

Проект оценен в 490 млн рублей: 250 млн – это средства АО " Автомобильный завод «Урал», остальное вложит министерство науки и высшего образования РФ.

-9

Миасс, Оксана Азарова, фото Евгений Полак

Новость на сайте / Больше новостей