“Предисловие к русскому изданию
Книга, которую вы держите в руках, является без преувеличения вехой в развитии теории гештальт-терапии. Она имплицитно содержит в себе историю гештальт-подхода, начиная с середины ХХ века и до наших дней.
Известно, что первоначально гештальт-терапия, разрабатываемая Фридрихом (Фрицем) Перлзом, вышла из психоанализа. Элементы психоаналитического духа были, среди прочего, и в том, что первые работы Ф. Перлза имели значительную клиническую направленность. Затем в США в 60-70-е годы набирает обороты так называемое «Третье направление» — экзистенциально-гуманистические подходы в психотерапии — частью которого осознают себя и гештальт-терапевты. Лозунг «Психотерапия слишком хороша, чтобы доставаться только больным» — лозунг этих лет. В каждом американском более или мене крупном городе появляются «центры развития человеческого потенциала». Психотерапия выплескивается за пределы клиник, инкаунтер-группы набираются «с улицы», из людей, не имевших до этого опыта индивидуальной терапевтической работы с психотерапевтом. Гештальт-терапия, успевшая к этому времени сформулировать концепцию развития невроза, в значительной степени занята развитием «вширь» и активно участвует в процессе превращения психотерапии в часть западной культуры. В 80-х-90-х годах ситуация изменилась. Во-первых, гештальт-терапевты заняты уже не столько бунтарством, сколько тем, чтобы адаптироваться к обществу и занять более или менее достойное место на рынке психотерапевтических услуг, в том числе задумываясь и о поддержке государства. Во-вторых, как отмечают Джованни Салониа и Маргерита Спаньоло Лобб (см их главы в этой книге), изменился характер пациентов. Появился возросший социальный запрос на работу с так называемыми нарциссическими и пограничными пациентами. Соответственно, и внутри гештальт-терапии обнаружилось больше интереса к клинической проблематике. Но гештальт-терапевты встали перед серьезной проблемой. Так как проблематикой серьезных психических расстройств и так называемых «личностных нарушений» занимались в основном психоаналитики, то психотерапевтические описания работы с этой категорией клиентов/пациентов несли на себе отпечаток психоаналитического мировоззрения. Гештальт-терапия некоторое время «отторгала» даже саму клиническую терминологию как некорректное «навешивание ярлыков»; гештальт-терапевты могли говорить что-то вроде «гештальт-терапия не занимается феноменом нарциссизма». Но «борьба за чистоту подхода» приводила к отсутствию внятного гештальт-терапевтического осмысления клинических явлений. Назревала необходимость в разработке специфики гештальт-терапевтического взгляда на клиническую проблематику, взгляда, имеющего глубокую философскую и теоретическую основу, соответствующую методологии гештальт-подхода.
Этот подход в его многообразии разрабатывался в наибольшей степени рядом учеников Изадора Фрома. Основная идея этого подхода состоит в том, что мы можем рассматривать психопатологию, исходя из перспективы поля, опираясь на то, как те или иные психопатологические явления создаются в пространстве отношений пациента и психотерапевта.
В течение двух последних десятилетий гештальт-терапия поворачивается лицом к клинике, появляются работы, которые с позиций гештальт-подхода осмысливают работу с тревожными расстройствами, с депрессивными, с психотическими пациентами. Но до 2013 года, когда вышло первое (английское) издание этого труда, не было книги, в которой были бы предложены не только ясные ориентиры гештальт-подхода к психопатологии, но и конкретные способы работы с широким спектром самых разных расстройств — депрессия, гипомания, психозы, панические атаки, обсессивно-компульсивные расстройства, истерия, нарциссизм, пограничное расстройство, нарушения пищевого поведения, психосоматические нарушения, сексуальные расстройства, деменция, химическая зависимость и др. Впервые мы можем посмотреть, каковы же взгляды гештальт-терапевтов на самые разные клинические проблемы. Мы можем спорить, дискутировать, восторгаться или критиковать, но мы теперь можем отталкиваться от того, что содержится в этой книге.
Конечно, хотя все авторы являются гештальт-терапевтами, их взгляды далеко не идентичны. Кроме того, каждая глава сопровождается критическим комментарием другого, нежели автор, специалиста в этой области. Такая полемическая структура книги создает пространство дискуссии, пространство многообразия творческой мысли.
Возможно, некоторые читатели, испугавшись большого объема книги, начнут свое чтение с глав, посвященных конкретным расстройствам. Я бы посоветовал все же начинать с начала, с введения и прекрасной первой главы (Маргерита Спаньоло Лобб) и также очень интересных второй и третьей глав, написанных редакторами сборника (Джани Франчесетти, Микела Джечеле и Ян Рубал). Эти главы дадут читателю понимание общеметодологического подхода и специфики гештальт-диагностики и гештальт-терапии в области психопатологии. Вообще же многие главы содержат в себе большое количество теоретических и практических идей. Кроме знакомых российскому гештальт-сообществу не только по их книгам, но и по приездам в нашу страну Маргериты Спаньоло Лобб, Жан-Мари Робина и Джанни Франчесетти (их имена в начале глав сами по себе уже звучат для нас как воодушевляющая рекомендация к прочтению), это очень интересные работы менее известного нам Джованни Салониа (главы 8, 11, 25 и 31), тонкий и изящный анализ нарушений пищевого поведения (Элизабетта Конте и Мария Мионе, глава 26), любопытная и весьма содержательная глава о терапевтической работы с пациентами, страдающими биполярным расстройством (много ли вы слышали о терапевтической работе с гипоманиакальными пациентами?), трогательный и почти поэтический рассказ Франса Меулместера о помощи страдающим деменцией и другие значительные работы. Честно говоря, мне были интересны почти все главы, и могу вам сказать, что ни на одном семинаре по гештальт-терапии я так не обогатил свои теоретические знания, как при прочтении этой книги.
Вместе с тем, ничуть не умаляя того, что выход данной книги является значительным событием в мировой гештальт-терапии (и, на мой взгляд, перевод этой книги на русский язык окажется таким же важным для русскоязычного гештальт-сообщества), мне бы хотелось в том полемическом духе, который присущ этой книге, добавить также и несколько критических замечаний.
Когда основатель гештальт-подхода Фриц Перлз создавал свою теоретическую концепцию, ему в общих чертах удалась попытка основать эту концепцию на достижениях двух философских школ - диалектической и феноменологической. (О сознательной опоре на диалектическое мышление он пишет в самом начале своей первой книги - «Эго, голод и агрессия»*). Попытка, ценность которой, на мой взгляд, еще предстоит осмыслить (Немиринский, 2012**). Затем, в фундаментальной книге 1951 года***, написанной то ли с участием Пола Гудмана, то ли им самим на основании бесед с Фрицем и Лорой Перлз (мы не имеем достоверных сведений на этот счет), наметился крен в сторону феноменологической философии со значительно меньшей опорой на первоначальные идеи Ф. Перлза, носящие диалектический характер (представления о психосоматическом единстве, теоретический фундамент концепции противоположностей и др.). Еще позже оказалось, что человеком, воспитавшим благодаря своему не только теоретическому и практическому, но и педагогическому таланту целую плеяду ярких представителей гештальт-подхода, был Изадор Фром. (Это Жан-Мари Робин, Эд Линч, Бертрам Мюллер, Майкл Винсент Миллер, Маргерита Спаньоло Лобб, Джованни Салониа и др.). Ученики Фрома много потрудились над развитием феноменологической основы гештальт-терапии. И это, конечно же, очень ценно. Но при этом диалектическая концепция развития была практически отвергнута большинством современных гештальт-терапевтов.
Показательной в этом отношении является четвертая глава («Перспектива развития в гештальт-терапии. Полифоническое развитие сфер компетенций»), написанная Маргеритой Спаньоло Лобб. Эта глава в некотором смысле похожа на одно из основных понятий гештальт-подхода - «творческое приспособление». Она содержит в себе много новых интересных идей, но одновременно находится в строгих рамках тенденций современного гештальт-терапевтического «мэйнстрима».
В качестве предмета развития автор рассматривает слияние, интроекцию, проекцию, ретрофлексию и эготизм. (Действительно, не рассматривать же в качестве предмета развития способность доверять или способность любить (эти понятия не являются категориями гештальт-терапевтической теории), или способность к принятию ответственности (это понятие на волне анти-перлзовского уклона современной гештальт-терапии утратило свою категориальность). Какие понятия имеем, такие и рассматриваем.)
Содержание
Предисловие к русскому изданию 11
Предисловие 18
Введение 21
Благодарности 25
Часть I. Основные принципы гештальт-терапии в клинической практике
Глава 1. Основы и развитие гештальт-терапии в современном обществе 26
Маргерита Спаньоло-Лобб (Margherita Spagnuolo Lobb)
Комментарий Гордон Уилер (Gordon Wheeler) 51
Глава 2. Гештальт-терапевтический подход к психопатологии 54
Джанни Франчесетти, Микела Джечеле, Ян Рубал (Gianni Francesetti, Michela Gecele, Jan Roubal)
Комментарий Питер Филлипсон (Peter Philippson) 71
Глава 3. Подход к диагностике в гештальт-терапии 74
Ян Рубал, Микела Джечеле и Джанни Франчесетти (Jan Roubal, Michela Gecele and Gianni Francesetti)
Комментарий Антонио Сикера (Antonio Sichera) 98
Глава 4. Перспектива развития в Гештальт-терапии. Полифоническое развитие сфер компетенций 101
Маргарита Спаньоло Лобб (Margherita Spagnuolo Lobb)
Комментарий Руэлла Франк (Ruella Frank) 117
Глава 5. Ситуационная этика и этический мир гештальт-терапии 121
Дэн Блум (Dan Bloom)
Комментарий Ричард Е. Ломпа (Richard E. Lompa) 134
Глава 6. Научные исследования и гештальт-терапия 137
Кен Эванс (Ken Evans)
Комментарий Лесли Гринберг (Leslie Greenderg) 148
Глава 7. Сочетание гештальт-терапии и психиатрического лечения 151
Ян Рубал и Елена Кривкова (Jan Roubal and Elena Krivkova)
Комментарий Бриджит Лапейрон-Робин (Brigitte Lapeyronnie-Robine) 171
Часть II. Специфические контексты
Глава 8. Социальный контекст и психотерапия 173
Джованни Салониа (Giovanni Salonia)
Комментарий Филип Лихтенберг (Philip Lichtenberg) 183
Глава 9. Политическое измерение в гештальт-терапии 185
Стефан Бланкерц (Stefan Blankertz)
Комментарий Ли Зеви (Lee Zevy) 198
Глава 10. Жизнь в мультикультурных контекстах 201
Микела Джечеле (Michela Gecele)
Комментарий Талия Бар-Йозеф Левайн (Talia Bar-Yoseph Levine) 212
Глава 11. Гештальт-терапия и теории развития 215
Джованни Салониа (Giovanni Salonia)
Комментарий Питер Мортола (Peter Mortola) 227
Глава 12. Стыд 229
Жан-Мари Робин (Jean-Marie Robine)
Комментарий Кен Эванс (Ken Evans) 237
Часть III. Специфические жизненные ситуации
Глава 13. Позолоченная клетка творческого приспособления: гештальт-подход в психотерапии детей и подростков 240
Нурит Леви (Nurith Levi)
Комментарий Нил Харрис (Neil Harris) 253
Глава 14. Риск психопатологии в пожилом возрасте 256
Франс Меулместер (Frans Meulmeester)
Комментарий Мартине Бликер (Martine Bleeker) 267
Глава 15. Утрата и горе. Когда смерть одного человека делает бессмысленным все существование 269
Кармен Васкес Бандин (Carmen Vázquez Bandín)
Комментарий Гонзаг Маскулье (Gonzague Masquelier) 285
Глава 16. Способность «двигаться дальше». Гештальт-подход в терапии травматического опыта Ивана Видакович (Ivana Vidakovic)
Комментарий Вилли Бутолло (Willi Butollo) 299
Глава 17. Оценка Суицидального Риска 302
Дэйв Манн (Dave Mann)
Комментарий Хелена Зелесков Дьорич (Jelena Zeleskov Djoric) 314
Часть IV. Специфические клинические страдания
Глава 18. «На что это похоже?» Гештальт-подход в работе с деменцией 317
Франс Меулместер (Frans Meulmeester)
Комментарий Катерина Сиампани (Katerina Siampani) 330
Глава 19. Зависимое поведение 333
Филип Броунелл и Петер Шультес (Philip Brownell and Peter Schulthess)
Комментарий Натали Касабо (Nathalie Casabo) 352
Глава 20. За столпами Геркулеса. Перспективы Гештальт-терапии в работе с психозами 355
Джанни Франчесетти и Маргарита Спаньоло Лобб (Gianni Francesetti and Margherita Spagnuolo Lobb)
Комментарий Гари Йонтеф (Gary Yontef) 386
Глава 21. Гештальт-подход в работе с депрессивным опытом 390
Джанни Франчесетти, Ян Рубал (Gianni Francesetti, Jan Roubal)
Комментарий Джо Мельник (Joe Melnick) 414
Глава 22. Биполярный опыт 417
Микела Джечеле (Michela Gecele)
Комментарий Даан Ван Баален (Daan van Baalen) 430
Глава 23. Тревога внутри ситуации: нарушения контактного опыта 433
Жан-Мари Робин (Jean-Marie Robine)
Комментарий Мириам Муньос Полит (Myriam Muñoz Polit) 445
Глава 24. Гештальт-терапия в работе с паническими атаками 448
Джанни Франчесетти (Gianni Francesetti)
Комментарий Нэнси Амендт Лайон (Nansy Amendt Lyon) 457
Глава 25. Гештальт-терапия фобического, обсессивного и компульсивного стиля отношений 461
Джованни Салониа (Giovanni Salonia)
Комментарий Ганс Петер Драйцель (Hans Peter Dreitzel) 480
Глава 26. Анорексия, булимия и гиперфагия: драматические формы женского творческого приспособления 483
Элизабетта Конте и Мария Мионэ (Elisabetta Conte and Maria Mione)
Комментарий Ирина Лопатухина 505
Глава 27. Гештальт-подход в работе с психосоматическими расстройствами 508
Олег Немиринский Комментарий Джузеппе Якуло (Giuseppe Iaculo) 522
Глава 28. Проблемы сексуальных отношений: любовь и страсть в контексте 525
Нэнси Амендт-Лайон (Nancy Amendt-Lyon)
Комментарий Марта Хеллиесен (Marta Helliesen) 539
Глава 29. Введение в расстройства личности. Диагностические и социальные соображения 542
Микела Джечеле (Michela Gecele)
Глава 30. Пограничный опыт: рана границы 549
Маргерита Спаньоло Лобб (Margherita Spagnuolo Lobb)
Комментарий Кристин Стивенс (Christine Stevens) 577
Глава 31. От грандиозности образа к полноте контакта. Мысли о гештальт-терапии и нарциссическом опыте 580
Джованни Салониа (Giovanni Salonia)
Комментарий Бертрам Мюллер (Bertram Müller) 596
Глава 32. Истерия: Формальное определение и новый подход к феноменологическому пониманию. Психопатологическое переосмысление 600
Серджио Ла Роса (Sergio La Rosa)
Комментарий Валерия Конте (Valeria Conte) 611
Глава 33. Виды агрессивного поведения 613
Дитер Бонгерс (Dieter Bongers)
Комментарий Бернхард Тозолд и Беатрикс Виммер (Bernhardt Thosold and Beatrix Wimmer) 628
Литература 631
Авторы 669