Найти в Дзене
ВТБ Страна

Что такое сонатная форма

Сонатная форма — одна из самых популярных в классической музыке, а ее история насчитывает около 250 лет. Разберемся, из чего состоит эта музыкальная форма, где ее используют, кроме сонат, и познакомимся с примерами из шедевров мировой классики. Краткая история сонатной формы Хотя сонатная форма зародилась в начале 18 века, ее истоки можно найти раньше, в эпоху барокко. В то время была в ходу барочная соната, которая сильно отличается от классической сонатной формы: в ней не три, а всего два раздела, а главное, барочная сонатная форма не обладает внутренней диалектикой. Барочный контраст был парным и статичным: быстро — медленно, soli — tutti, мажор — минор. Расцвет сонатной формы пришелся на 18 век, эпоху классической музыки. Такие композиторы, как Гайдн и Моцарт, использовали форму в своих произведениях, потому что ее устройство отлично подходило для их многосоставных композиций. Также сонатная форма стала отличным фундаментом для первых частей симфоний. Такая форма позволяла представ
Оглавление
Август Фридрих Кноп. «Молодой Моцарт», около 1919 года © Public domain
Август Фридрих Кноп. «Молодой Моцарт», около 1919 года © Public domain

Сонатная форма — одна из самых популярных в классической музыке, а ее история насчитывает около 250 лет. Разберемся, из чего состоит эта музыкальная форма, где ее используют, кроме сонат, и познакомимся с примерами из шедевров мировой классики.

Краткая история сонатной формы

Хотя сонатная форма зародилась в начале 18 века, ее истоки можно найти раньше, в эпоху барокко. В то время была в ходу барочная соната, которая сильно отличается от классической сонатной формы: в ней не три, а всего два раздела, а главное, барочная сонатная форма не обладает внутренней диалектикой. Барочный контраст был парным и статичным: быстро — медленно, soli — tutti, мажор — минор.

Расцвет сонатной формы пришелся на 18 век, эпоху классической музыки. Такие композиторы, как Гайдн и Моцарт, использовали форму в своих произведениях, потому что ее устройство отлично подходило для их многосоставных композиций.

Также сонатная форма стала отличным фундаментом для первых частей симфоний. Такая форма позволяла представить в первой части произведения главные темы, перед тем как переходить к совершенно другой, следующей части.

Эталонные, четко организованные сонаты относятся к классической эре музыки, которая длилась примерно до 1820 года. В эпоху романтизма, а тем более потом, в 20 веке, композиторы все больше стремились к экспериментам, поэтому и сонатная форма отходила от строгих правил.

Как устроена сонатная форма: теория

Эта музыкальная форма включает три раздела: экспозицию, разработку и репризу. По желанию композитор может добавить вступление в начале и коду в конце.

Примечательно, что формула классической сонатной формы идет от диалектики и риторики, в ее основе триада: тезис — антитезис — синтез. Это реализуется на разных уровнях формы:

  • на уровне всей формы: экспозиция — разработка — реприза;
  • на уровне экспозиции: главная — (связующая) — побочная — заключительная;
  • и часто даже на уровне каждой темы.

Теперь подробнее обсудим каждую из частей сонаты.

Экспозиция состоит из четырех тем:

  • главная → волевое, мужское начало — главная тональность;
  • связующая → переход;
  • побочная → лирическое, женское начало — новая тональность;
  • заключительная → закрепление новой тональности.

Связующая и заключительная несут вспомогательную функцию, они могут иметь или не иметь собственной темы, а иногда их может совсем не быть.

От других трехчастных сонатную форму отличает особое — диалектическое — устройство экспозиции: контраст главной партии и побочной партии. Они разные по образу, эмоции, фактуре и обязательно в разных тональностях. Есть стандартные представления о соотношении главной и побочной партий: мужское — женское, волевое и решительное — лирическое, активное — спокойное.

Экспозиция — это всегда путь из точки А в точку Б, от одной темы к другой, из главной тональности в неглавную (стандарт для мажора — в тональность доминанты; для минора — в тональность третьей ступени, самой близкой по родству).

Разработка. Здесь темы развиваются, вступают во взаимодействие друг с другом. Сколько тем будет участвовать в развитии, решает композитор: он может развивать какую-то одну тему, а может задействовать все четыре.

Реприза. Суть репризы сонатной формы — новое качество тем, представленных к экспозиции: после разработки они возвращаются преображенными. Обязательное условие — побочная партия проходит в основной тональности, стирается тональный контраст между темами, и возникает тот самый синтез.

У Гайдна и Моцарта преображение тем может быть едва заметным, но чем дальше в романтизм, тем больше и драматичнее разработка, тем сильнее могут быть изменения основных тем.

Сонатную форму могут использовать в первых частях сонат или симфоний, в оперных увертюрах, нередко — в медленных частях сонат и симфоний. Иногда сонатную форму включают даже в вокальную музыку: например, ария Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Как устроена сонатная форма: практика

Чтобы лучше понять, как устроена сонатная форма, разберем ее на примере. Для этого отлично подходит фортепианная соната ре мажор Гайдна. У нее есть неофициальное название «Курица», потому что острые форшлаги в главной партии похожи на клевки.

Гайдн Соната для фортепиано ре мажор, Hob.XVI 37

Экспозиция. В главной партии основная тональность — ре мажор. Она носит энергичный характер. Ровный квадратный период — восемь тактов.

У связующей партии самый примитивный вариант — нет специального продуманного перехода в другую тональность. Гайдн просто останавливается на доминанте (ля мажор) и назначает ее главной для побочной партии.

В побочной партии тоже есть остренькие птичьи украшения, но она более нежная, изящная. В заключительной партии проявляется еще одна новая «птичья» тема. Она закрепляет тональность ля мажор. Перед ней возникает неожиданно драматичный момент, который позже проявится в разработке.

Разработка. Главная тема звучит в ля мажоре. Гайдн меняет местами партии правой и левой рук — почти как при перестановке голосов в полифонии. Хотя экспозиция была безоблачной, теперь тучи над птичьим двором сгущаются, почти все время звучат минор и диссонирующие аккорды. Но Гайдн возвращается в основную тональность так же просто, как переходит из ре мажора в ля мажор. Начинается реприза.

Реприза. Теперь главная партия — это не ровный восьмитакт, она без точек и запятых сразу переходит в связующую. Побочная звучит в основной тональности — ре мажор. Заключительная партия теперь тоже в ре мажоре.

Сонатная форма — пожалуй, самая популярная из музыкальных форм, и ее можно встретить во многих классических произведениях. Чтобы убедиться в ее красоте и лучше понять устройство, приглашаем на живые концерты в музыкальных залах страны. Например, в Санкт-Петербургскую филармонию имени Д. Д. Шостаковича, на концерты оркестра Теодора Курентзиса musicAeterna или выступления Мариинского театра. Банк ВТБ является партнером этих институций и поддерживает их развитие.