Найти тему
ВТБ Страна

Что такое сонатная форма

Оглавление
Август Фридрих Кноп. «Молодой Моцарт», около 1919 года © Public domain
Август Фридрих Кноп. «Молодой Моцарт», около 1919 года © Public domain

Сонатная форма — одна из самых популярных в классической музыке, а ее история насчитывает около 250 лет. Разберемся, из чего состоит эта музыкальная форма, где ее используют, кроме сонат, и познакомимся с примерами из шедевров мировой классики.

Краткая история сонатной формы

Хотя сонатная форма зародилась в начале 18 века, ее истоки можно найти раньше, в эпоху барокко. В то время была в ходу барочная соната, которая сильно отличается от классической сонатной формы: в ней не три, а всего два раздела, а главное, барочная сонатная форма не обладает внутренней диалектикой. Барочный контраст был парным и статичным: быстро — медленно, soli — tutti, мажор — минор.

Расцвет сонатной формы пришелся на 18 век, эпоху классической музыки. Такие композиторы, как Гайдн и Моцарт, использовали форму в своих произведениях, потому что ее устройство отлично подходило для их многосоставных композиций.

Также сонатная форма стала отличным фундаментом для первых частей симфоний. Такая форма позволяла представить в первой части произведения главные темы, перед тем как переходить к совершенно другой, следующей части.

Эталонные, четко организованные сонаты относятся к классической эре музыки, которая длилась примерно до 1820 года. В эпоху романтизма, а тем более потом, в 20 веке, композиторы все больше стремились к экспериментам, поэтому и сонатная форма отходила от строгих правил.

Как устроена сонатная форма: теория

Эта музыкальная форма включает три раздела: экспозицию, разработку и репризу. По желанию композитор может добавить вступление в начале и коду в конце.

Примечательно, что формула классической сонатной формы идет от диалектики и риторики, в ее основе триада: тезис — антитезис — синтез. Это реализуется на разных уровнях формы:

  • на уровне всей формы: экспозиция — разработка — реприза;
  • на уровне экспозиции: главная — (связующая) — побочная — заключительная;
  • и часто даже на уровне каждой темы.

Теперь подробнее обсудим каждую из частей сонаты.

Экспозиция состоит из четырех тем:

  • главная → волевое, мужское начало — главная тональность;
  • связующая → переход;
  • побочная → лирическое, женское начало — новая тональность;
  • заключительная → закрепление новой тональности.

Связующая и заключительная несут вспомогательную функцию, они могут иметь или не иметь собственной темы, а иногда их может совсем не быть.

От других трехчастных сонатную форму отличает особое — диалектическое — устройство экспозиции: контраст главной партии и побочной партии. Они разные по образу, эмоции, фактуре и обязательно в разных тональностях. Есть стандартные представления о соотношении главной и побочной партий: мужское — женское, волевое и решительное — лирическое, активное — спокойное.

Экспозиция — это всегда путь из точки А в точку Б, от одной темы к другой, из главной тональности в неглавную (стандарт для мажора — в тональность доминанты; для минора — в тональность третьей ступени, самой близкой по родству).

Разработка. Здесь темы развиваются, вступают во взаимодействие друг с другом. Сколько тем будет участвовать в развитии, решает композитор: он может развивать какую-то одну тему, а может задействовать все четыре.

Реприза. Суть репризы сонатной формы — новое качество тем, представленных к экспозиции: после разработки они возвращаются преображенными. Обязательное условие — побочная партия проходит в основной тональности, стирается тональный контраст между темами, и возникает тот самый синтез.

У Гайдна и Моцарта преображение тем может быть едва заметным, но чем дальше в романтизм, тем больше и драматичнее разработка, тем сильнее могут быть изменения основных тем.

Сонатную форму могут использовать в первых частях сонат или симфоний, в оперных увертюрах, нередко — в медленных частях сонат и симфоний. Иногда сонатную форму включают даже в вокальную музыку: например, ария Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Как устроена сонатная форма: практика

Чтобы лучше понять, как устроена сонатная форма, разберем ее на примере. Для этого отлично подходит фортепианная соната ре мажор Гайдна. У нее есть неофициальное название «Курица», потому что острые форшлаги в главной партии похожи на клевки.

Гайдн Соната для фортепиано ре мажор, Hob.XVI 37

Экспозиция. В главной партии основная тональность — ре мажор. Она носит энергичный характер. Ровный квадратный период — восемь тактов.

У связующей партии самый примитивный вариант — нет специального продуманного перехода в другую тональность. Гайдн просто останавливается на доминанте (ля мажор) и назначает ее главной для побочной партии.

В побочной партии тоже есть остренькие птичьи украшения, но она более нежная, изящная. В заключительной партии проявляется еще одна новая «птичья» тема. Она закрепляет тональность ля мажор. Перед ней возникает неожиданно драматичный момент, который позже проявится в разработке.

Разработка. Главная тема звучит в ля мажоре. Гайдн меняет местами партии правой и левой рук — почти как при перестановке голосов в полифонии. Хотя экспозиция была безоблачной, теперь тучи над птичьим двором сгущаются, почти все время звучат минор и диссонирующие аккорды. Но Гайдн возвращается в основную тональность так же просто, как переходит из ре мажора в ля мажор. Начинается реприза.

Реприза. Теперь главная партия — это не ровный восьмитакт, она без точек и запятых сразу переходит в связующую. Побочная звучит в основной тональности — ре мажор. Заключительная партия теперь тоже в ре мажоре.

Сонатная форма — пожалуй, самая популярная из музыкальных форм, и ее можно встретить во многих классических произведениях. Чтобы убедиться в ее красоте и лучше понять устройство, приглашаем на живые концерты в музыкальных залах страны. Например, в Санкт-Петербургскую филармонию имени Д. Д. Шостаковича, на концерты оркестра Теодора Курентзиса musicAeterna или выступления Мариинского театра. Банк ВТБ является партнером этих институций и поддерживает их развитие.