Русский Дюма
В очередной раз просматривая утреннюю сводку мировых новостей, вспомнил об... Эдварде Радзинском...
Вряд ли в нашей стране можно найти человека, не знающего этого популярного писателя и телеведущего. Исторический драматург, драматический историк, "фолк-хисторик", пЕйсатель — каких только ярлыков на него не вешали. Так получилось, что мое становление случайно прошло в том числе и под аккомпанемент его книг. Уже во время учёбы в универе я с горечью осознал, насколько все-таки он далек от академической истории. Ошибок и откровенных перетасовок в его прозе столько, что просто нет смысла даже начинать их разбирать. На мое откровенное разочарование (и даже злобу за потерянное время!) один весьма известный у нас в стране историк однажды (много лет спустя) ласково сказал мне: "Не нужно на него злиться, мы же не злимся на Дюма за его романы и не принимаем их близко к сердцу".
И с тех пор я действительно отношусь к нему гораздо проще. Более того, я все равно во многом ему благодарен! Именно увлекательные сюжеты его романов, а также их сочный и очень легкий слог влюбили меня, юного, в Историю, помогли определиться с выбором профессии. И хотя сейчас я понимаю, что многое в книгах Радзинского не соответствует истине, я искренне скучаю по тем дням, когда зачитывался ими запоем и даже не задумывался о какой-то там истине. Также завидую тем людям, кто в настоящее время "сидит" на творчестве писателя и не осознает всех его ляпов. Я уже так никогда не смогу.
Справедливости ради, это относится исключительно к его описанию сталинского периода. При этом, что интересно, он с отличием закончил Историко-архивный институт и является настоящим дипломированным специалистом. На кой ляд ему нужно так сильно искажать и додумывать историю — ума не приложу. Правда, говорят, он очень грамотно излагает историю русского Средневековья и Нового времени. Дескать, потому что учителем в институте у него был очень известный советский историк по тому периоду. Но здесь уже я профан и оценить его вклад не могу.
К слову, Эдвард Радзинский в настоящий момент ведет свой канал и на Дзене (дай бог ему 150 лет жизни)...
Пророк и... Гитлер
Возвращаясь к теме...
Просматривая утром сводку новостей нашего бурляще-закипающего мира — все эти дикие беспорядки и драки на заправках и в магазинах западной Европы, митинги и протесты, бесконечные конфликты буквально во всей частях планеты — я, как и писал выше, неожиданно вспомнил о Радзинском. Дело в том, что задолго до всего этого — в сытые, как сейчас выясняется и весьма благополучные годы — он без конца это предсказывал. Все время в его немногочисленных интервью того времени мелькали намеки, что дескать впереди может быть война, человечество скатится во тьму и т. д. Пришлось немножко покопаться по интернету, чтобы найти примеры.
А начиналось все с Гитлера...
Ещё до охлаждения к творчеству Радзинского я часто задавался вопросом, почему он никогда не говорит о Гитлере? При его тяге к патологическим историческим персонажам вроде Грозного, Нерона, Калигулы, Сталина, казалось, сам бог велел поставить в их ряд и немецкого диктатора. Но он годами упорно избегал этой темы. И совсем ничего не говорил про Великую Отечественную.
До 2011 года.
А потом решился.
И дорого заплатил за это...
Летом 2011 г. к 70-летию начала Великой Отечественной на Первом канале с помпой объявили, что выходит 3-х серийный докфильм Радзинского о Гитлере. Причем в навязчивой рекламе канала особо подчеркивалась злободневность темы. Дескать, не пропустите, сейчас это так важно. Это прозвучало странно, потому что лично я в 2011 г. никакой злободневности с Гитлером не ощущал вообще, а потому списал все на обычный теле-пиар и замануху.
Несмотря на уже тогдашнее стойкое равнодушие к творчеству писателя, лично я этот фильм ожидал и посмотрел. И в принципе, ничего нового или сенсационного не увидел. Радзинский, называя Гитлера "слепым поводырем слепых", пересказал известную историю от рождения до прихода к власти фюрера.
Но с высоты сегодняшних дней (в контексте современности) гораздо более любопытны интервью, которые он, немногословный ранее (особенно по теме "Гитлер"), перед премьерой налево и направо раздавал тогда прессе. Приведу пару выдержек из них, чтобы вы своими глазами увидели их поразительную прозорливость. Напомню, все это он говорил в 2011 году!
Из интервью "Аргументы и факты"
«АиФ»: - Какую цель вы преследовали, делая эту программу?
Э. Р.: - Все ту же. Понять, как появляются гитлеры и как становятся бесноватыми целые народы.
«АиФ»: - Вы считаете, что Гитлер действительно застрелился?
Э.Р.: - Ну что Вы. Он и сейчас прогуливается в каком-нибудь Парагвае. И Есенин не застрелился – его убили большевики. И Маяковский не застрелился – его убило НКВД. И Наполеон не умер на острове Святой Елены – сбежал в Америку. И Романовых не расстреляли в Ипатьевском доме, многие спаслись, и Гитлер, вообще-то, еврей – его родили сионисты… И так далее, и тому подобное…
«АиФ»: - Фигура Адольфа Гитлера довольно противоречива. Вы действительно считаете, что человек, наделённый настолько рациональным умом, совершивший революцию в тактике и стратегии ведения боевых действий, должен называться «слепым поводырём слепых» только потому, что противостоял Советскому Союзу и натянул на свои действия глупую идеологическую ширму?
Э.Р.: - Есть синдром «карточного игрока», который является обязательной болезнью всех мечтавших о мировом господстве: он будет выигрывать и выигрывать, но лишь для того, чтобы повышать и повышать ставки, и будет делать это до тех пор, пока не проиграет все. Но, к сожалению, вместе с этим ослепленным «удачным» игроком играет в судьбу его страна и ценой «свершения подвигов этого слепого поводыря» будут десятки миллионов погубленных жизней, руины городов. Так что дьявол будет торжествовать. Что же касается «хорошей порки» за убеждения, мне кажется, ее больше заслуживает тот, кто ее предлагает. Но даже и его следует пощадить. С права на мнение начинается правовое государство. И с убеждениями надо бороться не розгами и тюрьмами, а словом. Так полезнее для истины.
«АиФ»: – Есть ли у Вас намерение написать историческую книгу о Гитлере, роман или пьесу?
Э.Р.: – Сегодня нет. Беседа с дьяволом разрушает.
«АиФ»: - Скажите, пожалуйста, почему вы решили обратиться к этой фигуре именно сейчас? Это как-то связано с сегодняшней обстановкой в России и мире?
Э.Р.: - Человечество давно кровопролитно не воевало, и звериная природа человека начинает тосковать. Как она тосковала в четырнадцатом году, когда минуло 100 лет после глобальных войн Наполеона. С какой кровожадной радостью тогда набросились народы друг на друга, какую устроили бойню. Нынче та же счастливая и одновременно опасная ситуация – 65 лет не воевали. И взрыв национализма …, он даже в либеральной Европе… и он не случаен. Как и высказывания Ларса фон Триера. Фон Триер – особый господин. В искусстве есть художники и инженеры. Художник общается с Богом и слышит только его веления. Инженеры в искусстве конструируют, отвечают на заказы или публики, или критиков, или сразу и тех и других. Ларс – блистательный инженер, безошибочно конструирующий фестивальное кино, он очень чуток к авангардным тенденциям. И, видимо, он почувствовал погоду на завтра, куда начинает дуть ветер. Боюсь, что он не ошибся. Именно поэтому я считаю очень важным поговорить сейчас о Гитлере...
«АиФ»: – При каких условиях в стране и обществе возможно появление нового Гитлера? И возможно ли оно?
Э.Р.: – При каких условиях? Я сделал трехсерийный фильм, чтобы исследовать одну из самых загадочных политических карьер…И все для того, чтобы Вы смогли ответить на этот вопрос. Возможно ли его появление сейчас? – Да.
Все в том же 2011 году он давал интервью "Комсомольской Правде". В частности, во время него произошел такой диалог:
"КП": - Когда рассказывают о таких персонах, как Гитлер, есть опасность, что люди могут услышать совсем не то, что вы хотите сказать?
"Э.Р.": – Если честно, я старался отказаться от этого фильма, похоронить его... Но не смог. Почувствовал необходимость. Как это ни опасно, я всегда чувствую время. И сейчас чувствую. И высказывание Ларса фон Триера для меня не было неожиданностью (на Каннском фестивале режиссер позволил себе пронацистские высказывания. - Ред.). Это в воздухе... Мне кажется, как это ни страшно говорить, человечество устало от мира. И прежде всего молодежь. Люди давно глобально не воевали. Внутри скопилась звериная энергия разрушения...
А вообще, повторюсь, у него во многих интервью разных лет достаточно мрачные прогнозы на будущее. Причем все так или иначе упираются в будущую войну.
Вот еще одно любопытное интервью от января 2014 г. (газета "Коммерсант"). Порассуждав об опасности новых технологий для человечества, в том числе и интернета, Радзинский перешел к прогнозу на будущее:
"Э. Р.": — Вот когда изобрели телефон, это было же невероятно. У меня сейчас будет большая книга такая про человечество, где я буду рассказывать, как каждый раз казалось, что все изменилось, и как приспосабливались лидеры к вот этим шуткам. Потому что это шутки, но сейчас они очень серьезны. Во-первых, люди не понимают, что человечество давно не воевало. Прошло большое время со времени огромной кровопролитной войны, которая захватила всех. Человек — это, в общем, животное, достаточно иногда простое, с простыми инстинктами. И Геббельс, и Сталин, и все, как Иосиф Виссарионович сказал, люди легко обкатываются, как камешки в океане, и политик должен это учитывать. Вот весь ХХ век политики это учитывали, нашли эти способы обработки. Гитлер их формулировал. Существует как бы женское начало, мужское начало, как давить на начало. Там все это крайне просто. При помощи интернета это еще легче. Что произойдет с человечеством, на которое будут давить уже не в газетах, а будут давить ежесекундно?
"Коммерсант": — Что произойдет?
"Э. Р.": — Вот что — мне это очень интересно. Поэтому просто интересно, чем это кончится. У меня плохой прогноз. Мой прогноз, как все прогнозы, знаете, они замечательны тем, что потом человек должен объяснить, почему они оказались неверными.
"Коммерсант": — Да, но как-то я слышала, что, наоборот, вы говорили, что ваши прогнозы сбываются.
"Э. Р.": — Мои прогнозы, к сожалению, сбываются.
"Коммерсант"— Вот, кстати, наступил Новый год. Ваш прогноз?
"Э. Р.": — Ни за что. Я их пишу и закрываю, запечатываю.
"Коммерсант": — Только для вас?
"Э. Р.": — Да, это игра моя для того, чтобы понять, имею ли все еще право брать перо, коли понимаю, или все-таки лучше подождать.
"Коммерсант": — Как интересно посмотреть, что вы напишете в этом году, ваш прогноз.
"Э. Р.": — Да, действительно интересно. Сейчас очень трудно Европе, потому что как бы завоевание Германией Европы произошло, практически она диктует, как жить, и жизнь эта ужасная, которая предложена. Я проехал, я был в Италии, в Испании, я знаю, как живут сейчас люди. И главное, почему живут. Ведь тупая формула, но она правдива: если кто-то стал нищим, то кто-то стал богаче. И введение евро, которое, конечно, облегчило торговлю и так далее, оно губительно оказалось для, так назовем, народонаселения. И понятно, почему те, кто правят, никогда не отдадут обратно. Это все понятно. И понятно, что, к сожалению, начнут возрождаться социалистические организации, крайне радикальные. Но они будут не просто социалистические, они будут такие, как были во времена Гитлера — они будут национал-социалистические. Народы обижены, и нужны флаги. Новые флаги придумать трудно, берут старый. Он простой. Для того, чтобы человек чувствовал себя особенным, не являясь особенным, ему говорят: "Ты замечательный, потому что ты здесь родился". Он успокаивается. Поэтому понятно, что эта карта будет политическая.
"Коммерсант": — Грустный прогноз.
"Э. Р.": — Нет, он такой человеческий. Это интересно. Это не прогноз, это констатация.
"Коммерсант": — Наблюдение?
"Э. Р.": — Это уже действительность. Прогноз — это то, что будет. А это то, что есть всюду.
И таких интервью у него много...
Как хотите, но спустя десять и более лет я смотрю на них совсем другими глазами.
Уже заканчивая эту статью, я зашел на ютуб-канал Радзинского и увидел, что в 2021 г. он переопубликовал трехсерийный фильм о Гитлере 2011 года на своем канале, сделав новое авторское предисловие. И в нем, уже постаревший, он снова повторил, что боится возвращения "времени Гитлера", которое, по его словам, "может настать в самых неожиданных странах".
Так, читая современные мировые новости, я снова с удивлением открываю для себя Радзинского. Прозорливый он все-таки дядечка...
Кстати, о Гитлере. Вы уже заметили, что он всегда упоминает нацистского диктатора в связке со словом "дьявол"? Видимо, именно поэтому он (глубоко верующий православный человек) долгие годы очень боялся и брезговал трогать эту тему. Можно, конечно, посмеяться с этого, но давайте посмотрим на это его глазами...
В июне 2011 г. он со скрипом выпускает в свет три серии фильма о Гитлере, а уже в июле того же года (через 3 недели!) провоцирует ДТП, в котором буквально чудом выживает, но в котором погибает 24-х летняя девушка. Думаю, вы понимаете, что это происшествие лишь сильнее цементировало связку "Гитлер-дьявол" в его голове.
Поэтому, как мне кажется, больше он о Гитлере точно ни гу-гу.
Уже в 2013 г. перед одним из своих запланированных выступлений в Сибири он дал интервью одной местной провинциальной газете. И состоялся этот исчерпывающий диалог Радзинского с журналистом:
"Интервьюер": — Вы как-то говорили, что не хотите писать книгу о Гитлере, потому что такую книгу должен написать немец. Но вы написали замечательную книгу о Наполеоне, не будучи французом. Так почему же всё-таки вы не написали о Гитлере?
"Э. Р.": — Великий Наполеон умер… Гитлер не умер, как не может умереть дьявол. Я недостаточно силен, чтобы писать книгу о дьяволе. Все, на что мог решиться, я рассказал в своей трехсерийной передаче. И дорого потом заплатил за нее… К сожалению, передачу показали в мертвое время - в разгар летних отпусков … Жаль. Я рассказывал о Гитлере, потому что знаю - эта история может повториться, и совсем не в отдаленном будущем. Может быть, это одна из самых полезных моих передач. Рад, что ее можно посмотреть на ЮТюбе.