Работа – это вечный стресс. Особенно, если с людьми. Особенно, если напряжённая. Особенно, если вы начальник… Короче, каждый трудовой день – минное поле. Чтобы вернуться целым и невредимым, нужно уметь обходить самые опасные места
Ситуация: вы умнее начальника
Специалисты по карьерному консультированию разводят руками: мир полон плохих управленцев, так что мысль о вашем превосходстве вполне реальна. Если не первый раз приходит в голову, сначала отсеките лишнее – вероятно, лёгкое зазнайство часть вашей натуры, вам всегда нужно чувствовать себя на голову выше остальных. Проанализируйте, как часто вы признаёте окружающих умными и достойными вашего внимания. Если итог можно пересчитать по пальцам одной руки, скорее всего, дело всё же в вас. Утешайтесь мыслью, что даже от плохих руководителей можно многому научиться. Если вы умнее, это не значит, что вы обязательно будете более эффективны, для успеха на работе важны не только мозги – но опыт, связи и эмоциональный интеллект.
Если всё же босс откровенно некомпетентен, не спешите делиться открытием с окружающими. Когда вы порочите своего руководителя, это плохо говорит не о нём, а о вас. Люди замечают такие вещи и беспокоятся, что за их спиной вы и их поливаете грязью. Также не следует вымещать злобу на самом начальнике. Обижайтесь на тех людей, которые не сделали начальником вас.
Ставьте высокую цель – интересы дела или компании. Если скатитесь на уровень рассуждений, как не повезло с шефом, так и увязнете в межличностном конфликте. Ищите наставника, который вас больше впечатляет, и перенимайте мастерство. А чтобы не начинать рабочий день с валерьянки, найдите в некомпетентном шефе нечто, достойное уважения – не спасёт в целом, но смягчит ситуацию.
Ситуация: сплетни в коллективе
Полностью уничтожить сплетни на работе возможно одним лишь способом – вместо людей нанять роботов. Да и не все разговоры на работе должны быть лишь профессиональными. Но поскольку сплетни могут навредить, стоит держать ухо востро.
Первый способ – голосуйте ногами. Как только попадаете в сомнительную беседу, покиньте сплетничающих коллег. Например: «Ой, мне документ срочно сдавать надо, не до болтовни».
Второй метод – смените тему. Или подчеркните хорошее, хотя бы так: «Ты о Сидорове? Ну, на него это не похоже».
Третье правило: не делать из кривотолков трагедии. Сплетни сродни простуде, это не приговор в духе раковой опухоли. Люди быстро отвлекаются на другие темы, гораздо важнее не подпитывать болтовню своими эмоциями. Стоит заработать репутацию человека, не интересующегося сплетнями, как люди перестанут включать вас в подобные разговоры. Сотрудники офиса всегда знают, с кем что можно себе позволить: кто в какие игры играет, а кто серьёзен.
Ситуация: стресс
Вы в плену стресса постоянно: накануне переговоров, беседы с руководителем, защиты проекта. Это настолько привычно, что становится фоном – и за это придётся заплатить огромный счёт потом. Главное оружие против стресса – осознанность, и лучший союзник здесь наше тело. Научитесь слушать его голос - головная боль, жар, озноб, онемение рук и ног. Так мозг посылает сигналы, что психика перегружена. Срочно принимайтесь за реабилитационные меры.
Вдох и выдох. Вдох позволяет взять тайм-аут от шума сознания и дать телу прийти в равновесие. В большинстве стрессовых ситуаций мы как бы рассказываем самим себе историю и полностью в неё верим. А вдох способен вытащить из этой истории, делая менее легковерными. Вместе со вдохом вы можете отправиться внутрь тела, взглянуть на ситуацию со стороны, а затем сознательно выбрать, каким путем вы хотите пойти.
Огромная роль мелочей. Придавайте большое значение маленьким удовольствиям. Человеческая природа такова, что мы замечаем боль охотнее, чем удовольствие, но если постоянно напоминать себе, вы можете испытывать радость в течение всего дня от простых удовольствий, связанных с телом. Например, от сидения после слишком долгого стояния - или потягивания, если вы сидели; от того, что вы держите новую ручку с приятной на ощупь поверхностью; от громкого смеха над удачной шуткой; от вкусного обеда; от относительной тишины офиса после шумного транспорта; от того, чтобы сняли неудобную обувь под столом.
Ситуация: профессиональное выгорание
На работе от нас требуют быть «на позитиве», что раздражает. Подобные игры в радость кажутся стремлением руководства выжать ещё больше сил и напоминает плакат «Улыбайтесь!» в сфере услуг. На самом деле даже воспоминания о приятных событиях полезны для здоровья, и если отказать себе в них, синдром профессионального выгорания нагрянет со всей силой.
Возьмите за правило в конце каждого дня вспоминать три приятных события, произошедших с вами на работе. Вас угостили вкусным кофе? Здорово. Похвалил начальник или коллеги? Засчитывается. Утром был дивный вид из окна? Повезло.
Прокручивайте по пути с работы или перед сном хорошие моменты, сознательно концентрируйтесь на них: так вы меняете реальность. Наша психика склонна замечать плохое, а хорошее считать обыденным, из-за этого жизненная картинка искажается, а уж в делах карьерных и вовсе кажется безнадёжной. Приведите своё восприятие в баланс, а там и настроение подтянется.