Итак, как всем известно, в нашей любимой Вселенной, на самом первом месте – гримдарк. Он может выражаться много в чём – например, это не самые простые условия жизни людей, героев и персонажей, сложная обстановка и тому подобные вещи. Можно вспомнить историю Повелителей Ночи из трилогии АДБ – гримдарк там заключается в том, что на корабле «Завет крови» не всё хорошо в плане обитаемости, у самих Ночников нет никакой нормальной цели – да, Вандред хочет поступить под знамёна Абаддона, но тот дал понять, что таких «Вандредов» у него своих полно, а вот такой пророк, как Талос – это уже гораздо интереснее… В общем, роман получился в меру мрачным, но очень интересным. Или можно вспомнить «Крипты Терры». Гримдарк там можно видеть в том, что творится на планете, в том, как живут сами Инквизиторы – помните, Спинозе принесли несколько виноградин? Я не особо понимаю в винограде, почти его не ем, но разве те ягоды, что ей принесла девушка, не считались бы тут испорченными? Это было ведь что-то среднее, между изюмом и виноградом. А для них это был деликатес… Можно вспомнить и то, в каком состоянии прибывали на Терру паломники, то, что многие были больны и всё такое прочее – да, это нехорошо и даже мерзко, но это и есть тот самый гримдарк. И в данном случае, это на самом деле работало на атмосферность книги – можно было видеть, как именно живёт Терра, как на ней живут люди, и всё такое.
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Можно вспомнить роман Гая Хейли «Бойня Титанов». Там тоже немало гримдарка, который снова работает на атмосферность произведения. Тут и условия работы экипажа Титана, и история принцепса Титана, что воевал на другой стороне, и много всего остального – снова, перед нами интересное произведение, в котором на первом месте сюжет, а весь «гримдарк» нужен только для атмосферы. И всё тут хорошо и даже читаемо.
Можно вспомнить немало других отличных книг по «Вахе», в которых гримдарк есть, он выступает фоном, мы понимаем, что это просто показывает антураж Вселенной, и создаёт дополнительный настрой. При этом, книги могут быть совершенно разными, но все они (которые я читал, понятное дело), оставались интересными. Но что бывает, когда автор «пихает» гримдарк ради самого гримдарка? О, сейчас я попробую про это рассказать…
Я как-то рассказывал про танковую дилогию Гая Хейли. Ну, помните, ту, которая состоит из романов «Гибельный клинок» и «Теневой меч». На самом деле, отличные и интересные книги, которые добротно написаны и обладают довольно неплохим сюжетом. Но, к сожалению, без ложки дёгтя эти два романа не обойдутся…
Есть ли в них гримдарк? Конечно, да. Это и условия на той планете, где происходит война против орков в первой книге, это и причина, по которой восстали жители планеты во второй книге, и то, что учинили Дети Императора во втором романе, и условия работы танкистов, и то, как гибли те или иные герои романа. В общем, если перечислять только примеры гримдарка в этом романе (гримдарка здорового человека, если можно так выразиться), то получится очень большой текст – просто потому, что это – «Ваха». Тут по-другому нельзя. И это, в общем-то, в порядке вещей. Как я писал ранее, мне понравилась танковая дилогия, но… она бы понравилась ещё больше, если бы автор не «перебарщивал» с гримдарком там, где он был просто не нужен. Там, где гримдарк превращался… в идиотию… Примеры? Их есть у меня. Но сначала, я хотел бы прояснить ситуацию…
Дело в том, что при чтении книги ты начинаешь ощущать, так сказать, структуру повествования, такой ритм книги. Может, каждый это может назвать как-то по-своему, но суть от этого не меняется. Собственно, это из той серии – «тяжело читать – легко читать», ну, или как-то так. Уверен, что те, кто пробовал читать «Войну и мир», могут подтвердить, что произведение не просто тяжело читается, но и… откровенно говоря, скучное, не так ли? Хотя, можно и ещё привести примеры, мне кажется, что всё пока что более-менее понятно, не так ли?
Итак, с чего начинается «Гибельный клинок»? Со сцены, после которой я в первый раз просто отказался читать эту книгу. Просто потому, что сцена, когда остов танка рабочие таскают на себе, выглядит просто-напросто глупо, мерзко и отвратительно. Начать с того – сколько может весить корпус танка «Гибельный клинок», если сам танк весит порядка… 320 тонн. А рабочие таскают его на цепях. Цепи, кстати говоря, тоже вес имеют…
Сейчас мне кто-то напишет о том, что человеческая жизнь в «Вахе» почти что ничего не стоит. Хорошо, допустим, это так. Допустим, я в это даже поверю. На самом деле, у жителей Марса, которые старательно выгоняют из себя всё человеческое, жизни простых смертных не ценятся. Правда, я не буду говорить о том, что они спят и видят, как бы побольше людей, что на них работает, ликвидировать. Это как бы, глупо, даже с их совершенно нечеловеческой логикой. Но тут дело в другом. Мехи очень рациональны. Для них, на первом месте – производительность труда. Вопрос – какая будет производительность труда, если остов танка при сборке будут перемещать таким вот способом? Кроме того, на самом деле, эта сцена буквально сходу настраивает на то, что книга будет полна такого вот бреда – с «тасканием круглого» и «катанием плоского», если вы понимаете, о чём я. Именно по этой причине, я смог прочитать, в общем-то, неплохой роман, такую всё же, «классическую «Ваху»», только со второго захода. А ведь роман на самом деле неплох…
Но, как сказал один «мегапереводчик» в одном из своих «мегафильмов», «не успела закончиться первая книга, как началась вторая!». Это я про роман «Теневой меч», если что. И снова – перед нами, в общем-то, на самом деле интересное произведение, в котором нам рассказывают о том, как одна из планет, с которой, можно сказать, «выгребли» почти всё мужское население, восстала. И то, можно предположить, что восстала она не вся, а только столица. Но всё равно, восстание имело место быть. Понятное дело, что для решения этой проблемы туда бросили наших старых знакомых, танкистов из прошлого романа.
И, как я уже говорил, именно «Ваховской» атмосферы в романе на самом деле очень много. Это и сама война, и неизбежные «перегибы» на местах, вроде обязательного расстрела тех, кто сдался в плен, и тому подобные вещи. Несмотря на всё вышеперечисленное, роман читается очень хорошо и легко. Кроме… правильно, концовки.
Итак, что мы имеем в конце романа? Дети Императора (какие они нехорошие, на самом деле!), проникли на планету, раздираемую восстанием и решили устроить на ней портал, через который придут… да Слаанеш знает, кто должен был явиться. Демоны всякие, типы нехорошие, страдающие разными комплексами и отклонениями в психике – в общем, весь этот сброд, если вы понимаете, о чём я. Командир контингента Чёрных Храмовников, немного представляя себе, что именно тут творится, принимает решение запросить эту «титанобойку» (я про САУ «Теневой меч»), дабы при помощи её ужасного лазера этот портал спалить – к варповой бабушке. Понятное дело, что отказывать Астартес, да ещё и из такого… специфического Ордена – такая себе идея, и никто бы не стал с ним спорить. Итак, самоходка вышла на рубеж, прицел, выстрел, портала больше нет. Казалось бы – конец, не так ли? Осталось только вернуться на базу, и всё, да?
А вот и нет! После того, как самоходка точным выстрелом спалила портал (там мощность лазера под четыре тераватта!), комиссар встал и сказал, что сейчас он их всех расстреляет. Почему? Потому, что он «что-то такое видели!». И никого не волнует, что «что-то» видел только главный герой, командир самоходки, и наводчик, который мог и не знать, во что именно он стреляет. Или просто не понимать. Мехвод не видел ничего, так как стреляли они с километра, или около того, стрелки – тем более. Но надо же было показать «гримдарк ради самого гримдарка!». Особенно мне слова савларца понравились – «он сейчас перестреляет вас, а потом застрелится сам, чтобы вопросов не было». Замечательно! Так испортить финал отличной книги! А главное – зачем? Там и так хватало всего – одно только то, что учинили Дети Императора, строя свой портал, более «гримдарково», чем вся эта сцена. Только тот эпизод, при всей своей мерзости, вписывается в сюжет, а этот – «не пришей ни к чему рукав», как говорится. Выкини его из книги – ничего не изменится. Замени в прологе рабочих с цепями на конвейер, сборочные автоматы и прочее – но оставь «пышность» и церемониальность – сцена только лучше смотреться будет. Это и есть «гримдарк ради гримдарка», и порой он, увы, только портит книгу…
Ссылка на мой youtube, как и советовал сделать один из подписчиков... https://www.youtube.com/channel/UCzvs05F32fQYDmZBF8ZFaJw
Ролики. наверное, теперь будут выходить только на Rutube - по вполне понятным причинам... - https://rutube.ru/channel/23914124/
Мой Boosty: https://boosty.to/ghostleader
Поддержать автора. Тут снова Дзен чудит, кнопку убрали, так что - вот такая ссылка пока: