13:00. Завершились основные уроки. Проводила детей до раздевалки, раздала вещи, отправила домой. Пора возвращаться в класс. Поднимаюсь на свой этаж.
13:10 Зашла в кабинет. В голове навязчиво звучат строчки из стихотворения Э. Успенского "Разгром". К сожалению, виноват здесь не слон, не бегемот и даже не таинственный друг Серёжка. Виной всему урок технологии: поле боя моих третьеклассников. С этим коварным врагом мы сражаемся уже третий год: лепим, вырезаем, собираем. Да только победить нам никак не удается. Вспоминаю прошедший урок. Делали аппликацию. На языке ребят "сражались с боссом". Пытались сделать объемные стволы деревьев. Первым сдался Семён, подняв руку как белый флаг, призвал к помощи друга, то есть меня.
Пока помогала Семёну, услышала позывные с третьего ряда: "Лист бумаги приклеился к карандашу". Спешу выручать карандаш и Дашу. Карандаш спасен ценой аппликации. А ведь это мы еще даже не приступали к приклеиванию листьев. Как только дети узнаЮт, что березы - только начало, понимаю: сегодня бой проигран. Слышу со второго ряда первые всхлипы - ножницы не стригут. Первый ряд подключается - листья не вырезаются. На третьем ряду другая беда: листья приклеились к руке. И так весь урок. Листья летают по классу, лежат под партой, на парте, на одежде, но только не на березе.
Кто в этом виноват? Ответ прост: неразвитая мелкая моторика. Что это за зверь и как с ним бороться? Давайте разберемся. Навыки мелкой моторики включают в себя движение мелких мышц, которые требуют, чтобы мозг вашего ребенка координировал действия с тем, что он видит.
Почему для ребенка так важно развивать мелкую моторику? В повседневной жизни мы используем мелкую моторику неосознанно: застегиваем рубашку, шнурки, используем столовые приборы, стрижем и пишем. Если маленький ребенок не может выполнять эти повседневные задачи, он становится неуверенным в себе, ухудшается способность развития навыков самостоятельности, что в конце концов приводит к снижению успеваемости.
Как помочь ребенку развить мелкую моторику? Вот несколько советов:
1. Купите тесто для лепки (или пластилин). Тактильные игры - лучшие друзья тем, кто встал на путь развития мелкой моторики. Будет здорово, если тесто для лепки вы сделаете с ребенком вместе. В интернете множество рецептов и мастер классов на эту тему.
2. Собирайте паззлы. Они полезны не только для моторики, но и развивают логическое и креативное мышление. Лучше всего выбрать картинку с большим количеством деталей (собрали небольшую часть-обсудите увиденное, формирование речи тоже важно).
3. Рисование и раскрашивание. Чем чаще ребенок держит в руках ручку или карандаш (уточню, правильно держит), тем лучше.
4. Использование тактильных мешочков. В небольшие непрозрачные мешочки разложите разные виды круп. Задача ребенка: на ощупь определить какая крупа в каком мешочке.
5. Пальчиковая гимнастика и массаж рук. А еще лучше: устройте на ночь пальчиковый театр.
6. Работа с водой. Пусть ребенок переливает воду из одной емкости в другую. Воду, кстати, можно заменить песком.
7. Дети обожают создавать что-то новое. Дайте им конструктор. Интерес ребенка обеспечен. А вы обеспечены тишиной.
8. Наш лучший друг - бумага. Чтобы на уроках технологии цветная бумага и ножницы не стали ребенку врагами - подружите их дома. Как можно чаще вырезайте различные детали, создавайте аппликации.
Простые для исполнения советы, не так ли? Приложив усилия, результат не заставит вас долго ждать. Вы увидите, что ребенок приходит после урока технологии счастливым - ведь на уроке ему было интересно, а не сложно.
И наши уроки технологии прекратят превращаться в поле боя, где каждый ученик сражается не только с бумагой, но и с собой.