Найти тему
Дина Старовойтова

ЗАВИСИМОСТЬ ИЛИ УВЛЕЧЕНИЕ

Как и любое лекарство, в переизбытке компьютер может стать ядом. Мы с вами уже поговорили о том, что бывает - сама среда подталкивает ребенка в игры. Если вы понимаете, что в отношениях не ладно, стоит начать над этим работать. Напомню: погружение в компьютер не проблема, а следствие обстоятельств, сложившихся таким образом, что ребенок решил сменить реальность на виртуальность.

Вместе с этим, стоит проанализировать, с какого возраста ребенок выстраивал общение с гаджетами. Не секрет, что успокоить маленького ребенка, когда он капризничает, можно дав ему в руки телефон. Быстрая смена картинки, звуки, яркие цвета - это завораживает. Ребенку не нужно напрягаться, чтобы упокоиться или занять себя самому. Есть способ быстрый и действенный. Он его будет требовать. Возможно, требовал в детстве и родители, не видя за этим негативных последствий, предлагали этот простой способ успокоения.

Чем раньше ребенок приучался к гаджету, тем сложнее его возвращение в реальность. Иногда будет достаточно смены обстановки:

  • Перенастройки правил
  • Формирование новых навыков общения с гаджетом
  • Терпение и настойчивость
  • Работа с родителям с собой, в первую очередь, которая избавит от чувств вины, стыда, злости, растерянности

Чувства, возникающие у родителей, в ситуациях, когда сложно с чем-то справиться - понятны. Вместе с этим, давайте предложу вам вот такую метафору: представьте, что у человека сломана нога. Нет гипса, нет шины, никто не отвел его к врачу. Вместо этого, человеку твердят: «Ну ты что лежишь?! Встань и иди! Все вон ходят! Я хожу, друзья твои ходят, а ты лежишь! Что значит, «не могу!» Все могут, и ты смоги!!!» А человек ну не может, сломана нога, больно идти с поломанной костью.

Пара вопросов по этому поводу?

  1. Логично ли требовать от человека ходить ровно и бодро, если у него поломана нога?
  2. Логично ли испытывать вину (это он из-за меня не ходит), стыд (что люди скажут, что у него поломана нога?), раздражение (все ходят, а этот, как тюлень, валяется!), злость (стукнуть бы его, и ногу бы его оторвать вообще, зла не хватает, неужели так сложно встать и пойти?!), если у человека поломана нога?

Скорее всего, на оба вопроса вы ответите: «Нет, не логично!» Скорее всего, вместо требований встать, вы подумаете, как разобраться в ситуации и помочь ему пойти: отвести к врачу, наложить шину, разработать ногу, если вдруг перелом сложный и стреляется реабилитация. Скорее всего, если это ваш близкий человек, вы не будете испытывать в его адрес злость, раздражение, стыд и вину. Скорее всего, это будет сочувствие? Ведь мы сочувствуем тем, кто болен, так?

Теперь, поставьте вместо сломанной ноги увлечение компьютером. Это тоже может быть болячкой. Неприятной, сложной, но болячкой, с которой можно и нужно справляться.

Что я могу сделать?

Как мне помочь?

Что заставляет моего ребенка там просиживать?

Мне жаль, что у него не получается выстроить отношения с реальным миром?

Что ему так не мило в реальности?

Что так увлекает там?

Это мой ребенок, мне жаль, что так вышло. Я найду, что сделать, ведь я взрослый и уверенный в своем родиельстве человек.

Сочувствие и участие. Терпимость и действие. Это все, что нужно, чтобы менять ситуацию. Она у каждого своя, конечно. Нужно обследовать атмосферу, нужно разбираться в тех инструментах, которые необходимо подобрать, чтобы помочь ребенку (не всем подойдет шина, кому-то нужен аппарат Елизарова, кому-то на вытяжку, кому-то штифты нужны, а кому-то и ампутация). Поэтому все советы тут - это средняя температура по больнице. Конкретные инструменты нужно подбирать именно под вас и вашу семью, если эта проблема актуальна. А вот насколько она актуальна - вы можете исследовать сами.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

1.     Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.

2.     Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.

3.     Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.

4.     Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети, поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.

5.     Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон.

6.     Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.

7.     Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.

8.     Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.

9.     В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять, его ничем невозможно заинтересовать.

10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.