Более пяти веков Россия находилась в тесных отношениях с Византией. Политически Русь никак не зависела от Константинополя. Но в церковном и культурном отношении зависимость Руси от Византии существовала очень долго...
В XIV веке русские княжества еще не были единым целым, каждое из них имело свои внешнеполитические связи, часто определяемые географическим соседством. Так, Новгород имел прочные отношения с Германией и Швецией, Тверь – с Великим княжеством Литовским, Рязань – с Золотой Ордой. Единой внешней политики не было, но было одно государство, к которому все русские княжества относились с пиететом. Государством этим была Византия.
Политически Русь никак не зависела от Константинополя. Но в церковном и культурном отношении зависимость Руси от Византии существовала очень долго.
Роль Византии в культурном становлении Древней Руси была огромна. Через Византию на Русь пришел свет православия. В свою очередь, с христианизацией на Русь были принесены сотни переведенных книг, а через них в наш письменный язык проникло около 1200 греческих слов. Византийцы принесли с собой навыки каменного строительства, какого до них не было на Руси, оказали серьезное влияние на искусство.
На протяжении нескольких веков Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. Все, что мы теперь ассоциируем с Древней Русью — храмы и купола на них как символ небесного свода, иконы, фрески, мозаики, книги, — является византийским наследием. Даже большинство современных русских имен, появившихся у нас вместе с христианством, имеют древнегреческое или древнееврейское происхождение.
Греки и русы
Греки на Руси были скорее редкостью. Но не менее важно и то, что они держались замкнуто и не очень охотно вступали в общение с местным населением. Грекам было крайне неуютно в суровом климате Руси. В самых древних рукописных книгах Древней Руси сохранились миниатюры, выполненные греческими художниками, — в них они явно выражают свою ностальгию по далекой теплой родине: на полях славянских рукописей бродят львы, павлины, стоят сказочные дворцы, каких не было на Руси.
Как же воспринимали византийцев сами русы? С одной стороны, паломники с благоговением описывали Царьград, куда они ходили почти как в Иерусалим. Гигантский каменный город производил ошеломляющее впечатление. С другой стороны, греческий язык на Руси мало кто знал. Конечно, клирики, дипломаты, купцы и наемники владели навыками устной речи, но письменная была доступна единицам, так что культурное взаимонепонимание усугублялось языковым.
Церковный раскол
Начиная с XIII века Константинополь начинает медленно исчезать с горизонта русской жизни. В церковной сфере Византия по-прежнему оказывает серьезное влияние на Русь. Русская православная церковь по-прежнему подчиняется патриарху Константинопольскому, митрополит по-прежнему назначается в Царьграде.
В Европе в это время появляется новый, сильный политический игрок – Великое княжество Литовское (князья которого объединили под своим правлением киевские земли), соперничавшее с Москвой. У Москвы и Литвы были разные политические интересы, но в церковном отношении они оставались едиными. Митрополит Киевский и всея Руси был единым и на русские земли и на Литву. Когда киевский митрополит переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В этой ситуации Константинополь успешно манипулировал обоими княжествами: то признавал отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом споре становился на сторону Москвы.
К XIV век Византия как государство стала приходить в упадок, о былой мощи уже не было и речи. К 1453 году Византийская империя уменьшилась до Пелопоннеса, нескольких островов в Эгейском и Мраморном морях и окраин Константинополя и больше не могла противостоять растущей мощи Османской империи. Падение Константинополя - "второго Рима" - оказало глубокое влияние на весь мир, в том числе и на Москву. Москва восприняла падение Константинополя и уничтожение православной Византийской империи как знак того, что всемирная миссия православной Византии переходит к Московскому Кремлю. Старец Псковского монастыря Филофей в известной богословской теории именовал «Москву — Третьим Римом».
Читайте также: