«Велесова книга» — священное писание славян. Была начертана на берёзовых дощечках в IX веке н.э. венедским волхвом Ягайло Ганом из Старгорода (Бусом Ладенем). Содержит сказания о первых пращурах и богах славян, рассказывает об истории славян и многих иных народов Евразии от эпохи прародителей до IX века н.э. Велесова Книга – собрание магических текстов древних славян. Тот, кто расшифрует эти тайные языческие заклинания, сможет управлять силами природы и обретет огромную власть. 800 лет драгоценные рукописи охраняли монахи французского монастыря. 1789 год, во Франции революция. Пока восставший народ в Париже штурмовал Бастилию, тихое аббатство святого Винсента, где хранилась книга Велеса, разграбили обычные бандиты. Мародеры расправились с монахами, не пощадили даже настоятеля. Уникальные старинные рукописи из богатейшей монастырской библиотеки были выброшены на свалку. Грабителям было нужно только золото. Сотрудник российского посольства во Франции Петр Петрович Дубровский знал, что в библиотеке аббатства святого Винсента хранятся ценные книги и, услышав о нападении на монастырь, поспешил в Санлис. Зрелище, которое он застал, потрясало. Редчайшие манускрипты валялись в грязи. Бездомные использовали древние рукописи для разжигания костров. Дубровский подобрал с земли и купил за гроши у нищих около двухсот документов – древнегреческих, латинских, египетских. У монастырских ворот Дубровский увидел раненого монаха. Месье, выслушайте меня. Я вижу, вы собираете книги из нашей библиотеки. Зачем они Вам? Я хочу сберечь их, ответил Дубровский. Монах с громадным трудом превозмогал боль. Я умираю, и хочу попросить вас, сохраните вот эти рукописи, они бесценны. Раненный не смог договорить фразу и потерял сознание. Дубровский от изумления не мог произнести не слова. Не было сомнений, в руках у русского дипломата оказалась легендарная книга Велеса. 83 дощечки расположенных в строгой последовательности и составляли легендарную Велесову книгу, свод заклинаний, который использовался для тайных обрядов, обращений к великим богам. С их помощью древние жрецы могли вызывать дождь и грозу, засуху и страшные пожары. Это тексты немыслимой магической силы. Именно поэтому заветную книгу старались спрятать от чужих глаз. Ведь последствия неразумного или неумелого обращения с древней практической магией непредсказуемы.
Древняя религия славян не отрицала магию. То есть магия, волшба, велесово искусство как раз это было вообще-то частью быта человека. Она пронизывала собой все. То есть, допустим, когда долгая засуха просили дождя. И магические силы помогали дождю начаться. То есть можно просить богов о дожде, а можно совершить определенное магическое действие, когда как бы зародить некую магическую причину, которая вызовет своим следствием – дождь.
В 878 году волхв Ягайлоган погиб в битве с варягами. Дело всей его жизни книга Велеса попала в хранилище рукописей при главном храме Киева. Святыню держал в руках легендарный и вещий Олег, а позже Ярослав Мудрый. Но в середине 11 века магические скрижали оказались в опасности.
После крещения Руси проповедники новой веры начали избавляться от культовых символов язычества. Сжигались фигуры древних богов, осквернялись капища. Христиане знали о существовании книги Велеса и хотели ее уничтожить. Ведь языческие знания о Мире записанные на дощечках, а главное силу богов в которую люди по прежнему верили, мешали продвижению христианства.
Ярослав Мудрый принял христианство, но, тем не менее, понимал, что книгу Велеса и содержащиеся в ней заветные знания предков необходимо сберечь. И он нашел способ спасти реликвию от уничтожения.
В 1044 году дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна была отдана замуж за французского короля Генриха I и в качестве приданного вместе с царской казной Анна Ярославна привезла с собой то, что считалось наиболее драгоценным – древние книги, летописи и книгу Велеса.
Анна Ярославовна (Ярославна) вскоре стала королевой Франции, и ее приданое – рунические книги, хранились в надежном месте, в королевской библиотеке. Представители католической церкви не раз требовали уничтожить языческую ересь. Но королева надежно хранила заветную книгу предков.
Те древности, которые привезла с собой Анна Ярославна, это были, прежде всего, достояния королевского рода. А люди в королевских родах, в дворянских родах, древнюю историю чтили.
В аббатстве Санлисия, во Франции, а это аббатство было основано Анной Ярославной, почти 800 лет в архивах, в кладовых этого аббатства хранилась и книга Велеса, и целая библиотека руническая славянская.
Настоятель в святой обители Санлисия отец Бенедикт весь день молился в своей келье. Сама королева Франции Анна Ярославовна пожелала лично встретиться с ним. Дверь скрипнула и на пороге появилась королева. У ней за спиной с большим свертком в руках топтался паж. - Я решила доверить вам великую реликвию моей родины. Королева едва сдерживала волнение. Аббат увидел деревянные дощечки, исписанные неведомыми ему символами. Это Велесова книга, тайная книга древних славян, - пояснила королева. Я прошу вас беречь ее, как зеницу ока. Чтобы не одна живая душа никогда больше не узнала, где находится эта святыня. Бенедикт пообещал Анне, что монахи аббатства сделают все, чтобы исполнить волю ее величества.
Настоятель Бенедикт основал в стенах монастыря тайное общество – Сила Велеса. В него всегда входили три человека, и у каждого на запястье был отличительный знак, символ древнего славянского бога. Хранители были призваны оберегать магическую книгу, чтобы никто и никогда не узнал заклинаний записанных на дощечках. На этом королева Анна особенно настаивала. Она знала, что сила этих таинственных слов несравнима ни с чем.Священная книга славян будет хранится во французском аббатстве почти 800 лет. Дубровский бережно упаковал все найденные документы и отправился в Россию. В Петербурге он передал большую часть своей коллекции в дар царю Александру I. Государь приказ учредить императорское депо манускриптов. В коллекцию вошли египетские папирусы, свитки античных авторов, письма французских королей, начиная с V века и многое другое. Дубровский был назначен хранителем этого музея. Однако книгу Велеса он решил оставить себе. И каждый день, помногу часов, в тайне от всех изучал магические таблички, пытаясь расшифровать древние символы. Зачем он это делал, Петр Петрович и сам себе объяснить не мог. Какая-то неведомая сила заставляла его возвращаться к этим таинственным знакам. Слухи о том, что Дубровский изучает некий древний славянский документ, поползли по Петербургу. Работой заинтересовались не только коллекционеры, но и тайные общества, изучавшие древние магические трактаты. В том числе и масоны. Дубровский не раз получал от масонских лож письма с просьбой показать им древние скрижали. Но исследователь на послания не реагировал. Он сумел перевести достаточно, чтобы понимать, насколько разрушительной силой обладают заклинания, записанные на потемневших от времени табличках. Дубровский не сомневался, что эти знания нужно держать в секрете. Можно представить положение, в которое попал тогда П.П. Дубровский. Он — коллежский асессор, чиновник 8-го класса, без средств, в немилости у государя. И только приход к власти Александра I в 1801 году отменяет высылку П.П. Дубровского из Санкт-Петербурга. Видимо, тогда, чтобы как-то свести концы с концами, он стал продавать некоторые ценные рукописи из своей коллекции. П.П. Дубровский передает славянские рунические манускрипты А.И. Сулакадзеву. Разумеется, одному из крупнейших собирателей и учёных своего времени А.И. Сулакадзеву, с которым Петр Петрович был дружен. Это подподтверждает, кстати, и приписка А.И. Сулакадзева на Церковном Уставе XIV века из собрания П.П. Дубровского. Возможно, тогда (но, думаю, не ранее 1804 года, когда рукописи П.П. Дубровского прибыли в Санкт-Петербург) А.И. Сулакадзев приобретает и рунические славянские книги из библиотеки Анны Ярославны. Передача их коллекционеру А.И. Сулакадзеву была оправданна и тем, что в государственных хранилищах они вряд ли смогли бы уцелеть, ибо в них хозяйничали немецкие профессора, вывозившие ценнейшие манускрипты из России. В 1804–1805 годах П.П. Дубровский устроил на своей квартире что-то вроде «музея», куда он приглашает любителей старины и искусства. У него бывали А.С. Строганов, главный директор императорских библиотек, библиофил П.К. Сухтелин, будущий директор Публичной библиотеки А.Н. Оленин. Бывают у него и учёные — Е. Болховитинов, немец Ф.П. Аделунг. А.Н. Оленин после крупной ссоры с Дубровским, затаил обиду и при первой возможности страшно отомстил. Как только умер покровитель П.П. Дубровского — А.С. Строганов, сразу же, в 1811 году, А.Н. Оленин послал рапорт А.К. Разумовскому, в коем он оспаривал правомерность проживания П.П. Дубровского в здании Публичной библиотеки, а также нижайше просил проверить сохранность вверенных Дубровскому рукописей, намекая на то, что оный распродаёт их направо и налево. Последовал грозный указ, лишающий П.П. Дубровского квартиры в здании библиотеки, а также были посланы чиновники для проверки сохранности манускриптов. После проверки (длившейся целый год) оказалось, что никакой недостачи нет. Но П.П. Дубровский, выброшенный, по существу, без средств на улицу, в результате волнений, лишения жилья, серьезно заболел и слёг. В декабре 1811 года А.Н. Оленин устраивает скандал по поводу «пропажи» так называемого молитвенника Владимира Святого из библиотеки Анны Ярославны. На что П.П. Дубровский резонно замечает в своём письме А.Н. Оленину в январе 1812 года, что данная книга не передавалась им в Публичную библиотеку, нет её в списке книг, подаренных им императору (впоследствии сей список был утрачен). То есть собрание П.П. Дубровского почитали в числе пяти знаменитейших в Европе, сравнивали с собранием Ватикана. Сам же Пётр Петрович ставил его выше всех по древности собранных им документов. И кстати, следует заметить, что после ухода Петра Петровича сие собрание перестало таковым быть. И ныне, разумеется, собрания Публичной библиотеки никто не сравнивает с собранием Ватикана. Каталоги древностей сей библиотеки ныне хоть и представляют интерес, но всё же не столь значительны (а каталоги времён П.П. Дубровского «пропали»). И можно с уверенностью сказать, что всё сие впоследствии было распродано и разграблено, и надо полагать — самим А.Н. Олениным. То, что в Публичной библиотеке сохранилась копия «Боянова гимна», объясняется тем, что она попала туда после смерти А.Н. Оленина и А.Х. Востокова. О том, как происходил на самом деле разгром «Депо манускриптов», можно только догадываться... После того как комиссия выяснила полную невиновность Петра Петровича, его судьба уже не могла измениться в лучшую сторону. И вот в апреле 1812 года А.Н. Оленин стал директором Публичной библиотеки, а П.П. Дубровский был уволен. Его проводили, как говорится, «с почётом». Но в январе 1816 г. Дубровский скончался. Однако в конце 20-х годов 19 века по Петербургу пошли слухи, что некое мистическое общество занимается изучением древнеславянских рун. И даже пробует совершать языческие обряды в лесах, неподалеку от Гатчины. Во главе этой организации стоял Александр Сулакадзев!
Члены тайного общества устроили себе капище недалеко от царского имения. Во время обряда Сулакадзев читал на древнеславянском языке выдержки из древнего манускрипта книги Велеса. Несколько раз за время тайного собрания над головами у новых язычников сверкали молнии. Судя по всему, Сулакадзев серьезно продвинулся в изучении священной книги. А однажды, Александр Иванович решил продемонстрировать соратникам истинную силу текстов из древней рукописи.
В квартире у Сулакадзева собрались его ближайшие друзья. Александр Строганов и Николай Неклюдов. В полутемной комнате стоял манекен из папье-маше. Сулакадзев пообещал, что через 30 секунд, после того как он начнет читать заклинания, манекен загорится. И забормотал непонятные слова. Прошло уже больше пяти минут, но ничего не происходило. Манекен невредимый стоял на месте. И тут, через открытое окно донеслись крики – пожар. Сулакадзев выглянул в окно; на соседней улице пылал дом.
Волшебство, заключенное в книге Велеса сработало. Но видимо Сулакадзев, что-то напутал, или неправильно перевел один из древних символов. И в результате заклинание вызывающие огонь, само выбрало себе жертву. Вместо манекена, сгорела целая улица.
Заклинание, с которым экспериментировал Сулакадзев, было священной молитвой, которая вызывает огонь. Это было обращение к Богу Перуну.
(Объясняет языческий жрец Олег): Если что-то и загорелось от молнии Перуна, то тушить это, по крайней мере, водой не следовало, может быть, не следовало тушить вообще, потому что такова воля Перуна, ведь кто станет ему противостоять. Значит так надо и может это и к лучшему.
После смерти Сулакадзева в 1830г. его супруга начала распродавать коллекцию. Однако книги Заклинаний, ни в самом архиве, ни даже в его описи не оказалось. Сулакадзев избавился от книги Велеса раньше, после обрядов на капище в близи Гатчинского дворца. Одна из молний попала в памятник Павлу I, и вызвавший их маг боялся, что тайная полиция заподозрит его в покушении на императора. Поэтому он поспешил передать священную книгу своему другу – Николаю Васильевичу Никлюдову. Именно Неклюдов стал хранителем тайны древних славян.
Хранители древней книги всегда в смертельной опасности, но всякий раз им удается спасти священный манускрипт, пусть и ценой собственной жизни. Пережив гражданскую войну в России, магическая книга Велеса снова окажется в Европе. Велесова Книга, собрание магических текстов древних славян. Тот, кто расшифрует древние магические заклинания, сможет управлять древними силами природы и обретет огромную власть. 800 лет древние рукописи охраняли монахи монастыря под Парижем. После Великой Французской революции книга Велеса попадает в Петербург. Несколько тайных обществ готовы на все, чтобы завладеть мистическим документом. Но реликвия всякий раз в последний момент ускользает от них.
Граф Николай Васильевич Неклюдов знал о силе заклинаний из Велесовой книги и решил, что надежно спрятать святыню в Петербурге не удастся. Он перевез ее в свое имение в харьковской губернии. Туда же он перевез записи Сулакадзева с переводом отрывков из книги. Внучка Неклюдова Екатерина позже писала в дневнике, что время от времени дедушка показывал невероятные фокусы.
Однажды Николай Неклюдов гулял с маленькой Катей по лесу и заблудился. Стемнело. Девочка испугалась. Дедушка взял малышку на руки и начал что-то шептать себе в бороду. Через пару минут вокруг них загорелись сине-зеленые огоньки. Катя не сразу поняла, что это светлячки. Тысячи, десятки тысяч. А Николай Васильевич продолжал шептать. Жучки разбежались и в темноте появились две дорожки из огоньков. По этой тропинке через десять минут дедушка с внучкой вышли к ограде своей усадьбы. (Из объяснений языческого жреца Олега): Если кто-то заблудился в лесу, то лучше всего, проще всего, обратиться к Велесу, потому как одно из воплощений Велеса это леший, хозяин леса. Мы можем попросить его помочь нам выйти из леса. И тогда будут нам явлены какие-то знаки. Либо это будут нам явлены бабочки (летом, днем), ночью светлячки могут быть, которые выведут на тропу. Зимой какой-либо след. Накануне Октябрьской Революции истории про чудеса, которыми «балуется» Неклюдов, дошли и до столицы. Представители одного из тайных обществ, практиковавших магию, решили выяснить, в чем секрет. В гости к Неклюдову, в усадьбу «Великий Бурлук», приехали пять человек. Николай Васильевич встретился с ними. Но с порога заявил, что не сможет ничем помочь. Магических книг у него нет. Тогда разозленные визитеры подкупили местных крестьян и те устроили в усадьбе Неклюдова погром. Но, обыскав весь дом, петербуржские охотники за сокровищами так ничего и не нашли.
В 1919 году при отступлении Белой армии к югу полковником Марковского артдивизиона Фёдором Артуровичем Изенбеком в разгромленном имении Неклюдова "Великий Бурлук" (под Харьковом) были найдены старые дощечки с вырезанными на них неизвестными письменами. Имение принадлежало князьям Донец-Захаржевским, происходившим из старинного рода казацких полковников. У них была большая библиотека, где в одном из разделов под наименованием «Курьёз» и хранились дощечки, обнаруженные впоследствии полковником Изенбеком. Они валялись на полу, частью истоптанные и раздавленные солдатскими сапогами. Фёдор Артурович, будучи в прошлом участником археологической экспедиции по Туркестану в качестве художника-рисовалыцика, сразу догадался о древнем происхождении дощечек — по состоянию дерева, поточенного шашелем, и тексту, написанному «сплошняком», то есть без разделения на отдельные слова, к тому же буквы были как бы «подвешены» к проведённым над ними сверху линиям. Поэтому он приказал своему вестовому Игнатию Кошелеву собрать все дощечки и обломки в морской мешок и беречь их как зеницу ока. В 1920 году Изенбек вместе с остатками армии барона Врангеля навсегда покинул Россию. В 1924 году в Брюсселе он познакомился с другим эмигрантом — Юрием Петровичем Миролюбовым, которому показал свою находку. Миролюбов заинтересовался дощечками, стал приходить в художественную мастерскую к Изен-беку, приводить дощечки в порядок, склеивать (он работал тогда химиком-лаборантом), а также переписывать их, делая копии для себя. Это было очень трудное и кропотливое дело. В общей сложности Юрий Петрович проработал над дощечками, как он сам пишет, с 1927 по 1935 год. Он переписал большую часть текстов. После женитьбы в 1936 году (на бельгийке немецкого происхождения Иоганне Вайдерс) Ю. Миролюбов практически не занимался копированием дощечек. В 1941 году Изенбек умер, а дощечки из его архива исчезли. Остались только сделанные Ю. Миролюбовым копии.
Фёдор Артурович Изенбек
В 1953—1959 годах отрывки древних текстов впервые публикуются в журнале «Жар-птица» (Сан-Франциско, США). К работе над исследованием текстов подключаются Александр Куренков (Кур), тогда секретарь Русского музея искусств в Сан-Франциско, и Сергей Лесной (Парамонов), живший в Австралии. Именно Сергей Лесной, автор известной книги «Русь, откуда ты?», дал название древнему алфавиту «велесовица», а самим дощечкам — «Велесова книга», исходя из упоминания в древнем тексте о том, что книга эта посвящается богу Велесу. «Влес-книгу сию посвящаем богу нашему, который есть прибежище и сила» (ВК, дощ. 16).В славянском пантеоне богов Велес исполнял функции не только «скотьего» бога, хранителя земных и небесных стад, но и покровителя искусств, при умножителе богатств, знаний и мудрости. В 1960 году Сергей Лесной прислал фотографию дощечки в Советский Славянский комитет. После смерти Ю. Миролюбова в 1970 году «Велесовой книгой» занимался эмигрант-украинец Николай Фёдорович Скрипник. Разобрав по просьбе вдовы Ю. Миролюбова весь архив, он опубликовал фотокопии текстов в брошюрах «Літопис дохристиянськоі Русі-Украіни».
Были другие публикации и исследования.
В настоящее время наиболее известными являются работы российского исследователя и переводчика «Велесовой книги» А. И. Асова, изданные (не считая периодики): в «Русских ведах» М., 1992, в «Мифах древних славян». — Саратов, 1993, — а также издания «Велесовой книги» в 1994, 1995, 1997, 2000, 2001 годах (вероятно, имеются уже и новые) — все в переводе и с комментариями Александра Асова. В этих работах представлены обширные сведения из истории праславянства, рассказывается об истории обретения и первых публикациях «Велесовой книги», разбирается азбука, особенности грамматики, приводятся исторические и мифологические подтверждения подлинности этого памятника. Также очень ценно то, что наряду с переводом А. Асовым был впервые воспроизведён древний текст «велесовицей», восстановленной им по фотокопии сохранившейся дощечки.