Новые экономические условия и санкционные ограничения, с которыми столкнулась российская экономика в 2022 году, существенно повлияли на цифровую трансформацию и развитие цифровых платформ, социальных сетей и оборота данных.
Эксперты ВШЭ предлагают пересмотреть подходы к специальным административным районам, прибегнуть к управляемой релокации IT-компаний и либерализовать ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности. В рамках стратегического проекта ВШЭ «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» состоялся объединенный научный семинар «Развитие правового регулирования цифровой трансформации в новых условиях в части функционирования цифровых платформ, социальных сетей, оборота данных».
Модератор семинара, профессор, вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян, отметил актуальность проактивного поиска новых подходов к регулированию цифровых платформ и цифровой экономики, который ведет Институт права цифровой среды (ИПЦС) НИУ ВШЭ, поскольку традиционные методы оказываются неэффективными.
Докладчик, директор по правовым исследованиям ВШЭ, руководитель ИПЦС Руслан Ибрагимов, рассказал, что авторы доклада изучали санкции, принятые в первом полугодии, и рассмотрели вероятные последствия санкционного давления для цифровых платформ, социальных сетей и оборота данных.
Санкции породили три вида рисков: системные, имеющие значение для всей экономики; вызванные правовыми санкциями, затрагивающими цифровые платформы, соцсети и оборот данных, а также нацеленные на персональный уровень. Отдельно авторы рассмотрели корпоративный бойкот, уход из России иностранных компаний.
А что же делать?
Юристы предложили некоторые поправки, модифицирующие работу существующих институтов, а также нормы права для их адаптации к новым условиям.
На фоне оттока значительной части IT-специалистов из России авторы доклада предлагают обратиться к цифровым кочевникам, чтобы те, кто находится вне нашей страны, работали на отечественные компании. Для этого нужно внести поправки в трудовое законодательство, в том числе разрешить дистанционно заключать контракты, снизить налог на фонд заработной платы и модифицировать валютный контроль.
Для снижения вероятности отказа иностранных фирм от сотрудничества с российскими структурами из-за рисков вторичных санкций и обеспечения доступа наших компаний к зарубежным финансовым и программным ресурсам авторы предлагают переносить работу отечественных IT-фирм в другие юрисдикции. Один из вариантов предполагает аренду части российской территории другим государством. Тогда одновременно будут действовать законодательство государства-арендатора и российское право защиты собственности, информации и интеллектуальной собственности. Может работать и обратный вариант, когда РФ арендует часть территории иностранного государства, где отечественные компании действуют частично по иностранному праву и могут осуществлять транзакции с меньшими рисками.