Из моих паломнических заметок
Кто хоть однажды побывал на Святой Земле, тот наверняка ощутил притягательную силу благодатных мест, освященных стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.
В прежние века русские люди, совершающие путешествия к святым местам, назывались поклонниками. В этом названии содержался глубокий смысл. Они стремились поклониться христианским святыням, что непосредственно и выражало это слово. Позднее, примерно с середины XIX века, более употребляемым стало слово «паломник», которое происходит от латинского «palma». Дело в том, что издревле существовала традиция привозить со Святой Земли пальмы, отсюда и произошло второе название.
Паломничество на Святую Землю - особая страница религиозной жизни нашей страны. Первые сведения о поездках русских людей в Святой Град и Палестину относятся к XI веку. Однако вполне возможно, что такие поездки совершались и значительно раньше, еще до крещения Руси равноапостольным Владимиром, так как христиане проживали в пределах Киевского государства с незапамятных времен, о чем имеется множество свидетельств. Сохранились и опубликованы письменные записи паломников, начиная с конца IV века, т. е. с того времени, когда там повсюду началось строительство христианских храмов. Первое хорошо известное отечественное свидетельство о пребывании на Святой Земле принадлежит игумену Черниговскому Даниилу (XII в.): “Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена ”.
С тех времен немалое число русских богомольцев отправлялось в долгий, порой многолетний путь, полный опасностей и лишений. Паломничество почиталось, прежде всего, как духовно-очистительный подвиг. Некоторые из них так и не вернулись домой, нашли последний приют и обрели вечный покой на Святой Земле, в частности княгиня Полоцкая Ефросинья.
Новая страница в паломничестве к святыням Града Иерусалима и Палестины открылась в конце XIX – начале XX века. В это время русским достоянием здесь стали десятки святых мест, строились новые храмы, открывались паломнические приюты, создавались духовные училища для местного арабского населения. Ежегодно Палестину посещали до десяти тыс. русских паломников.
В наше время эта благочестивая традиция постепенно возродилась. Восстановлены русские храмы и монастыри, которые пополняются в основном выходцами из России и Украины.
В Израиле и на территориях Палестинской автономии постоянно проживает также более миллиона наших соотечественников. Среди них немало тех, которые крещены в православной вере, и их объединяет и сближает совместная молитва в какой-нибудь русской или греческой церкви. Храм в таких условиях становится своеобразным островком покинутой Родины. Так было и в первую послереволюционную эмиграцию, и во вторую послевоенную... И нынешнее время - не исключение.
В паломнических поездках встречи с соотечественниками бывают порой весьма промыслительны, оставляют глубокие душевные впечатления и, несомненно, приносят духовную пользу.
Святые места Палестины – это не только великие христианские святыни, связанные с жизнью Господа Иисуса Христа… Здесь в каждом христианине пробуждается что-то очень сокровенное – внутреннее родство с этой землей… Я бы назвал это чувством духовной родины или родиной души. Видимо, по этой причине многие наши священники и миряне в прошлые века воздвигали в Палестине храмы и до последнего своего дня самоотверженно исполняли миссионерское служение. На протяжении всей истории паломничества русские люди особое значение придавали и молитве за Россию, возносимую на Святой Земле.
Вместо предисловия
Наша жизнь бывает настолько непредсказуема, что порой происходят события, о которых мы и не помышляли.
Именно так в августе 2007 года в составе паломнической группы я впервые оказался на Святой Земле. Сразу оговорюсь, что сегодня такими поездками никого не удивишь. Наверняка у многих православных найдутся знакомые, которые уже неоднократно совершали подобное паломничество. Но все-таки для абсолютного большинства жителей нашей страны Израиль или Палестина (синонимы Святой Земли) – далекое загадочное государство. И хотя Ближний Восток постоянно находится в поле внимания СМИ, это мало что меняет в наших ограниченных представлениях об этом регионе. Такого рода информация чаще всего связана с арабо-израильским конфликтом по поводу палестинских территорий и т. п.
По вышеназванной причине я и решился, как говорили в старину, взяться за перо и поделиться с читателями своими впечатлениями. Итак, все по порядку, вернусь к началу паломничества.
В нашей паломнической группе числилось 20 человек. Уже в аэропорту стало известно, что у одного из паломников в день вылета случилась в доме авария (лопнула водопроводная труба и затопило квартиру) и он, естественно, поехать не смог. Жизнь есть жизнь. И кому-то, возможно, подумалось, что вот его как раз Господь избавляет от чего-то худшего… Дальнейшие рассуждения, думаю, излишни.
Пройдя довольно строгий таможенный контроль, мы вошли в салон современного авиалайнера израильской авиакомпании. Почему-то больше всех на таможне «трясли» священников. Как сказал один из батюшек: «Много грехов»…
Мы спешно шли на посадку, и никто из нас даже не успел спросить: почему самыми «грешными» оказались священнослужители?
Реплику того батюшки мы, конечно, восприняли как шутку, а таможенные задержки как мелочи жизни, на которых не стоит заострять внимание.
Полет от Москвы до Тель-Авива по графику длится 3, 5 часа.
В начале прошлого века на паломничество к Святой Земле уходили месяцы и даже годы. Плыли обычно на кораблях до портового города Яффы (в настоящее время - пригород Тель-Авива) и оттуда пешим ходом шли до Иерусалима и далее... Сейчас, как считают многие, время сжалось. Технический прогресс совершенно изменил содержание и ритм жизни. Меняются традиции, государственные устои, мировоззрения. В некоторой мере это проявилось даже во время нашего паломничества.
Продолжение следует.