Найти в Дзене
Олег Панков

На Святой Земле

Из моих паломнических заметок

Кто хоть однажды побывал на Святой Земле, тот наверняка ощутил притягательную силу благодатных мест, освященных стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

В прежние века русские люди, совершающие путешествия к святым местам, назывались поклонниками. В этом названии содержался глубокий смысл. Они стремились поклониться христианским святыням, что непосредственно и выражало это слово. Позднее, примерно с середины XIX века, более употребляемым стало слово «паломник», которое происходит от латинского «palma». Дело в том, что издревле существовала традиция привозить со Святой Земли пальмы, отсюда и произошло второе название.

Паломничество на Святую Землю - особая страница религиозной жизни нашей страны. Первые сведения о поездках русских людей в Святой Град и Палестину относятся к XI веку. Однако вполне возможно, что такие поездки совершались и значительно раньше, еще до крещения Руси равноапостольным Владимиром, так как христиане проживали в пределах Киевского государства с незапамятных времен, о чем имеется множество свидетельств. Сохранились и опубликованы письменные записи паломников, начиная с конца IV века, т. е. с того времени, когда там повсюду началось строительство христианских храмов. Первое хорошо известное отечественное свидетельство о пребывании на Святой Земле принадлежит игумену Черниговскому Даниилу (XII в.): “Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена ”.

С тех времен немалое число русских богомольцев отправлялось в долгий, порой многолетний путь, полный опасностей и лишений. Паломничество почиталось, прежде всего, как духовно-очистительный подвиг. Некоторые из них так и не вернулись домой, нашли последний приют и обрели вечный покой на Святой Земле, в частности княгиня Полоцкая Ефросинья.

Новая страница в паломничестве к святыням Града Иерусалима и Палестины открылась в конце XIX – начале XX века. В это время русским достоянием здесь стали десятки святых мест, строились новые храмы, открывались паломнические приюты, создавались духовные училища для местного арабского населения. Ежегодно Палестину посещали до десяти тыс. русских паломников.

В наше время эта благочестивая традиция постепенно возродилась. Восстановлены русские храмы и монастыри, которые пополняются в основном выходцами из России и Украины.

В Израиле и на территориях Палестинской автономии постоянно проживает также более миллиона наших соотечественников. Среди них немало тех, которые крещены в православной вере, и их объединяет и сближает совместная молитва в какой-нибудь русской или греческой церкви. Храм в таких условиях становится своеобразным островком покинутой Родины. Так было и в первую послереволюционную эмиграцию, и во вторую послевоенную... И нынешнее время - не исключение.

В паломнических поездках встречи с соотечественниками бывают порой весьма промыслительны, оставляют глубокие душевные впечатления и, несомненно, приносят духовную пользу.

Святые места Палестины – это не только великие христианские святыни, связанные с жизнью Господа Иисуса Христа… Здесь в каждом христианине пробуждается что-то очень сокровенное – внутреннее родство с этой землей… Я бы назвал это чувством духовной родины или родиной души. Видимо, по этой причине многие наши священники и миряне в прошлые века воздвигали в Палестине храмы и до последнего своего дня самоотверженно исполняли миссионерское служение. На протяжении всей истории паломничества русские люди особое значение придавали и молитве за Россию, возносимую на Святой Земле.

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова)
Храм Гроба Господня (Воскресения Христова)

Вместо предисловия

Наша жизнь бывает настолько непредсказуема, что порой происходят события, о которых мы и не помышляли.

Именно так в августе 2007 года в составе паломнической группы я впервые оказался на Святой Земле. Сразу оговорюсь, что сегодня такими поездками никого не удивишь. Наверняка у многих православных найдутся знакомые, которые уже неоднократно совершали подобное паломничество. Но все-таки для абсолютного большинства жителей нашей страны Израиль или Палестина (синонимы Святой Земли) – далекое загадочное государство. И хотя Ближний Восток постоянно находится в поле внимания СМИ, это мало что меняет в наших ограниченных представлениях об этом регионе. Такого рода информация чаще всего связана с арабо-израильским конфликтом по поводу палестинских территорий и т. п.

По вышеназванной причине я и решился, как говорили в старину, взяться за перо и поделиться с читателями своими впечатлениями. Итак, все по порядку, вернусь к началу паломничества.

В нашей паломнической группе числилось 20 человек. Уже в аэропорту стало известно, что у одного из паломников в день вылета случилась в доме авария (лопнула водопроводная труба и затопило квартиру) и он, естественно, поехать не смог. Жизнь есть жизнь. И кому-то, возможно, подумалось, что вот его как раз Господь избавляет от чего-то худшего… Дальнейшие рассуждения, думаю, излишни.

Пройдя довольно строгий таможенный контроль, мы вошли в салон современного авиалайнера израильской авиакомпании. Почему-то больше всех на таможне «трясли» священников. Как сказал один из батюшек: «Много грехов»…

Мы спешно шли на посадку, и никто из нас даже не успел спросить: почему самыми «грешными» оказались священнослужители?

Реплику того батюшки мы, конечно, восприняли как шутку, а таможенные задержки как мелочи жизни, на которых не стоит заострять внимание.

Полет от Москвы до Тель-Авива по графику длится 3, 5 часа.

В начале прошлого века на паломничество к Святой Земле уходили месяцы и даже годы. Плыли обычно на кораблях до портового города Яффы (в настоящее время - пригород Тель-Авива) и оттуда пешим ходом шли до Иерусалима и далее... Сейчас, как считают многие, время сжалось. Технический прогресс совершенно изменил содержание и ритм жизни. Меняются традиции, государственные устои, мировоззрения. В некоторой мере это проявилось даже во время нашего паломничества.

Продолжение следует.