Найти тему

"Сбережение России" Заключение.

Заключение.

Борьба наукообразной формы и духовного начала пронизывает всё обществоведение и проявляется даже в противоречивом понимании словосочетания «философия хозяйства», а именно в том, что в нём главное, из которого всё исходит: хозяйство или философия?

Грамматически получается, что философия хозяйства какая-то особая философия, но именно философия, наука прозападная, хотя и с некоторым национальным российским колоритом, некая особая, философская, разновидность славянофильства. И в этом видится причина её популярности у философствующих учёных разных специальностей.

Для понимания этого вопроса, как мне представляется, необходимо сделать уточнение: А что в философии хозяйства русского, что от земли, а что – лишь дань околонаучной форме? Безусловно, хозяйство, хотя и его не отличают от экономики в широком смысле, поскольку западная наука, будь то философия, политическая экономия, или более современные науки об обществе, никакого хозяйства принципиально отличного от экономики не знает.

Отличительной особенностью хозяйства, характерной для русского мира и его крестьянской соседской общины, является отсутствие отношений собственности, поскольку они всегда основаны на отчуждении. Глубинная Россия на дух не переносила частную собственность на землю, что отнюдь не мешало искусному владению землёй, но препятствовало развитию экономики.

Попытка уничтожения Глубинной России путём введения частной собственности на землю, предпринятая П. Столыпиным, по недомыслию считавшим что Россия, лишившись единства с землёй, сохранится как страна и даже станет великой, до сих пор не получила должную историческую философско-хозяйственную оценку.

Мудрость И. Сталина как политика заключается в том, что в отличие от Столыпина он решал и потому решил проблему индустриализации, не вводя частную собственность на землю, не разрушая Глубинную Россию, образующую круговую поруку поколений русского народа, почему СССР и победил в войне с остальной Европой, возглавленной гитлеровской Германией.

Отсутствие в хозяйстве отчуждения как базы, на которой основана любая экономика, отрицание в нём отношений собственности, само по себе, достаточное основание для глубокого теоретического анализа судьбы России. Русской философии нет не случайно, (хотя во всех областях культуры и науки русский народ явил миру совершенные, не превзойдённые образцы), более того её и не может быть, хотя были и есть русскоязычные авторы, цивилизованно философствующие по-европейски.

Почему, например, Ф. Достоевский или Н. Гоголь не философы, хотя их мысли более глубоки, чем у философов. Дело в том, что в отличии от философов, русские мыслители «пишут сердцем», их произведения плод работы единой с народом души, а не индивидуального метафизического сознания. Натянуть на русскую деятельную страдающую душу философию не получается, размерчик не тот. Вот и отводит душу философ хозяйства не в философских теориях, а продолжая традиции писателей-почвенников, породившие глыбу Ф.М. Достоевского.

Как ни много уже сделано, пережито и открыто, как ни много преодолено и пройдено, тяжко сознавать, что вся война за сбережение России ещё впереди. Для её сбережения философия хозяйства могла бы вновь открыть для всех хорошо известную советским детям «военную тайну».

В годы, предшествовавшие нацистской агрессии, детский писатель Аркадий Гайдар создал рассказ «Военная тайна», где объяснял непобедимость нашей страны единством поколений, чем способствовал созданию этого единства в душах детей. Только А. Гайдар не знал, что в сохранении единства поколений заключается суть хозяйственного подхода, в отличие от экономического прогресса, порождающего отчуждение и отношения собственности.

Именно воссоздание духовного единства поколений, а не философская метафизика лежит в основании хозяйства. Метафизика как отрицательное начало отталкивается от мёртвой физики. Она лишь критика, и не может быть творчеством, созиданием. Отрицание, вопреки гегелевской спекуляции, не есть созидание. Хозяйство не есть метафизическое отрицание экономики. Главное в философии хозяйства русское понятие хозяйство, а не европейское понятие философия.

У цивилизованного прозападного человека ум заходит за разум, его метафизическое абстрактное сознание закрывает его смертную индивидуальную душу, сознательный человек лишается совести, духовной связи с народом. Тайна русской души в её огромности, обусловленной бессмертием единой души народа в его хозяйстве, эта совместная душа русского мира охватывает всего человека, и ничем не закрывается, он не философствует, не правит, он беззаветно любит и живёт по совести.

Конец книги.
Читайте предыдущую главу по ссылке:
https://dzen.ru/media/vestnikrp/6331a02766cf436eaf9260e1