Найти тему
АиФ–Тверь

В ответ на вызовы времени. Высокий статус СПО признан на уровне государства

   В ответ на вызовы времени. Высокий статус СПО признан на уровне государства
В ответ на вызовы времени. Высокий статус СПО признан на уровне государства

В этом году 2 октября в России впервые отметили День среднего профессионального образования. Указ президента Владимира Путина об учреждении нового праздника стал для сотрудников колледжей настоящим событием, признанием их заслуг, их роли в подготовке кадров для экономики страны.

«Система СПО – это многогранный мир, и сегодня она переживает новый этап развития», – уверена директор Тверского политехнического колледжа Елена Томашевич. Возглавляемое ею учебное заведение по праву считается одним из флагманов профессионального образования региона, и не только потому, что готовит рабочих и служащих для крупнейшей промышленной отрасли – машиностроения. Именно в этом колледже созданы и работают центры, важные для развития региона в целом.

«Здесь и сейчас»

– Елена Александровна, почему для учреждений среднего профессионального образования так важно появление собственного профессионального праздника?

– Прежде всего, это подтверждение статуса на государственном уровне, что согревает душу, придаёт силы и желание «ввязаться в бой» – в реализацию новых крупных проектов. У праздника есть своя история: раньше 2 октября отмечался День профтехобразования, и есть определённая преемственность, но в современных условиях эти понятия не совсем тождественны.

Люди, посвятившие себя СПО, уникальны. У них особый талант – вдохнуть жизнь в станок, научить работать руками. Каждый из них – больше чем педагог и больше чем профессионал на предприятии. Здесь присутствуют и особый склад ума, и умение воспитать человека, сформировать у него понимание той ответственности, без которой невозможно работать на современном производстве, подготовить к потенциальным изменениям рынка труда, к пониманию, что учиться и совершенствоваться теперь предстоит всю жизнь. Многие педагоги посвятили этой системе многие годы, воспитали не одно поколение высококлассных специалистов и просто хороших людей. И конечно, очень важно, что у них есть теперь свой собственный праздник.

– Но разве достаточно просто даты в календаре, чтобы отвечать на вызовы времени?

– В последнее время растёт престиж среднего профессионального образования, мы наблюдаем чёткую тенденцию – много масштабных серьёзных проектов на государственном уровне направлено не только на школы и вузы, а именно на СПО. Это в первую очередь крупный федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование», фактически поднимающий среднее профессиональное образование на новый уровень, проведение национальных чемпионатов профессионального мастерства в соответствии с самыми современными требованиями, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, федеральный проект «Профессионалитет», призванный интегрировать колледжи и организации реального сектора экономики.

О том, что в России в целом в образовании произошёл перекос, известно давно. На производстве – а оно составляет основу экономики – не хватает рабочих и инженеров. А сейчас, в условиях импортозамещения и санкций, нехватка «золотых рук» особенно ощутима. Ушли многие иностранные компании, и теперь для СПО вызов времени – подготовить кадры, способные создать и освоить отечественное оборудование, да так, чтобы выдержать конкуренцию на международном рынке. Эта задача стоит перед нами здесь и сейчас, и мы готовы её выполнять.

На благо региона

– Ваш Центр опережающей профессиональной подготовки даёт возможность получить рабочие профессии не только студентам, но и школьникам и незанятому населению. Почему он открылся именно в Тверском политехническом колледже?

– Этот федеральный проект – наша гордость. Мы выиграли грант на его реализацию в 2019 году, войдя в число 14 регионов, где такие центры появились первыми. Отбор был жёстким, но мы чётко понимали, что ЦОПП для Тверской области – это рывок в развитии, масса новых возможностей.

Центр – это совершенно новая региональная структура, первостепенной задачей которой являются подготовка кадров новой формации для реализации потребностей экономики региона, формирование в регионе качественного человеческого капитала. На него возлагаются значимые задачи по адаптированию системы среднего профессионального образования к изменениям, которые предполагаются в региональной экономике в соответствии с вызовами современности.

Помните, раньше старшеклассники получали в учебно-производственных комбинатах рабочие профессии? Вот сейчас мы к этому возвращаемся, потому что приходит понимание того, что обучаться ремеслу важно для каждого. Это не только «синица в руке», которая всегда выручит и прокормит, но и профессиональная ориентация, возможность понять, к чему ты склонен. В нашем центре можно погрузиться в разные профессии, что в дальнейшем помогает сделать правильный выбор. Центр также даёт возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, что позволяет человеку оставаться всегда востребованным, а региону – держать экономику в равновесии. У нас также повышают квалификацию мастера производственного обучения и преподаватели.

Ещё ЦОПП – региональный оператор федеральной программы «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Мы совместно с центрами обучения, которыми выступают колледжи Твери и области, выполняем важную миссию, давая возможность наиболее уязвимым на рынке труда категориям – например женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, гражданам 50 лет и старше, безработным или ищущим работу гражданам и другим – пройти обучение и, таким образом, повысить востребованность на рынке труда, сменить профессию, открыть своё дело в качестве ИП или самозанятого.

– К каким новым проектам ваш колледж подключился в этом году?

– Мы стали одной из федеральных площадок Института развития профессионального образования по программе внедрения методических продуктов по восьми обязательным общепрофессиональным дисциплинам. Суть в том, что школьная программа в СПО должна преломляться с учётом профессиональных потребностей. Если гуманитарию необходима одна физика, то станочнику или сварщику – другая, более прикладная. Сейчас разрабатываются программы, интересные именно колледжам, и мы принимаем в этом деятельное участие.

Ещё одно серьёзное направление в нашей работе – реализация федерального проекта по внедрению программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям Тверской области. Мы стали базой для апробации таких программ, которые позже «пойдут в народ».

Возможности не ограничены

– Вы разрабатываете собственные программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это тоже востребовано за пределами колледжа?

– Безусловно. Речь идёт о Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Тверской области. Основной его целью является создание необходимых условий для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего профессионального образования. Мы разрабатываем специальные курсы для педагогов и мастеров производственного обучения.

Я искренне считаю, что у людей с ограниченными возможностями здоровья не должно быть препятствий при получении профессионального образования. Яркий пример – наш выпускник, инвалид по слуху, победитель Первого национального чемпионата «Абилимпикс-Россия» Сергей Дмитриев. Представляя нашу страну на Международном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью во Франции, он взял «бронзу», ныне работает сварщиком на Тверском вагоностроительном заводе. Он стал своеобразной «визитной карточкой» предприятия и Тверского политехнического колледжа. Добившись больших успехов, Сергей с удовольствием популяризирует свою профессию.

Ещё наш РУМЦ является куратором Республики Адыгея, от колледжей этой республики мы получаем много благодарностей. Вообще, когда в сжатые сроки реализуешь серьёзные проекты, это закаляет, позволяет брать новые вершины, а нашим учащимся – осваивать профессии на более глубоком уровне.

Иное поколение

– Какой он – современный рабочий? Чем он отличается от того, что было лет 20-30 назад?

– Если вы придёте в гости к нашим социальным партнёрам, на современные предприятия и посмотрите, как там работают сварщики, то увидите чистые цеха, высокотехнологичное оборудование, квалифицированных рабочих, владеющих несколькими компетенциями – от простой механизированной сварки до плазменной. У них большой объём знаний, развитое пространственное мышление, умение читать чертежи. Это сложные высокоинтеллектуальные профессии.

– А современное среднее профессиональное образование?

– Хороший колледж сегодня – это современные кабинеты и оборудование; преподаватели и мастера производственного обучения, повышающие квалификацию в том числе и на производстве; сотрудничество с ведущими предприятиями и вузами. Наш колледж тесно взаимодействует с ООО «Тверьстроймаш», МУП «Тверьгорэлектро», ООО «Компания «СПЕЦПРИЦЕП», ЗАО «Тверской экскаватор», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ООО «Метавр», ГК «КСК», Тверским государственным университетом, Тверским государственным техническим университетом и другими партнёрами.

И ещё хочу отметить одну тенденцию. Постепенно в обществе приходит осознание, что сегодняшний колледж – это не ПТУ, не «ремеслуха». Это другой уровень образования. Сегодня к нам приходят замечательные дети с хорошими аттестатами, мотивированные к учёбе и, как бы ни высокопарно это звучало, с пониманием, что же они сами способны дать Родине. Это абсолютно другие ученики, иное поколение.