Сталинисты утверждают, что зажиточные крестьяне занимались ростовщичеством или даже бандитизмом. Мол, "кулаков" ненавидели односельчане и потому раскулачивание было справедливым.
Однако в словаре Даля под "кулаками" понимаются перекупщики, мелкие торговцы.
Зажиточных крестьян в XIX веке было немного. Общинная земля в пореформенной деревне деревнях распределялась по едокам, что не позволяло возникнуть значительному социальному расслоению.
Ситуация изменилась только в результате столыпинской реформы, когда из общины в значительном количестве вышли крепкие крестьяне.
Эти сильные хозяева подверглись гонениям со стороны большевиков во время Гражданской войны.
"Летом и осенью 1917 г., после того как царский режим пал, а Временное правительство не смогло установить сколько-нибудь твердую власть, село фактически перестало подчиняться государству. Русские крестьяне начали «черный передел», о котором они мечтали несколько столетий. Сначала крестьянские общины присвоили 44 миллиона десятин помещичьих земель, при этом сжигая помещичьи усадьбы и убивая помещиков и членов их семей, если те не успевали скрыться. Затем пришел черед «фермеров», которые некогда воспользовались правами, данными им реформой Столыпина, и вышли из общины, превратив свой надел в частную собственность. Под дулами винтовок и вилами они возвращались в общины, а их земли обобществлялись", - написано на сайте "Мемориала".
С началом коллективизации комиссия под председательством Молотова классифицировала "чуждый элемент" по нескольким категориям: 1) "контрреволюционная деятельность" — те, кто прямо сопротивлялся советской власти; 2) "эксплуатация" — те, кто не оказывал открытого сопротивления, но использовал наёмный труд. Последние ссылались на Север.
Существовала и третья категория — люди, лояльные к советской власти, но каким-то образом неугодные начальству, которых заставляли переселяться на необжитые территории в своём регионе.
Критерии для определения "кулаков" были очень размытыми. Например, в "кулаки" могли зачислить человека, который не принёс бутылку председателю колхоза.
Даже если крестьянин не использовал наёмный труд, его могли объявить "подкулачником" за отказ вступить в колхоз.
"Желающих просто остаться частниками объявляют "подкулачниками", и по позднейшим подсчетам, так раскулачивают свыше половины "середняков" - крепких крестьян, не нанимавших батраков", - пишет Леонид Парфенов в книге "Намедни 1921-1930".
В результате около 2 миллионов крестьян лишились имущества и были вынуждены переехать на необжитые территории, ещё около 2 миллионов были арестованы и отправлены в отдалённые районы Сибири и Казахстана.
Историк В. Земсков оценивал количество погибших в результате "кулацкой ссылки" примерно в 700 тысяч человек.
Миллионы раскулаченных были самыми успешными крестьянами.
"До 1929 года (начала сплошной коллективизации и раскулачивания) в СССР насчитывалось 24,5 млн единоличных хозяйств: 8,5 млн бедняцких, 15 млн середняцких и свыше 1 млн “кулацких”. В 1927 году наиболее производительными были “кулацкие” хозяйства: имея 11% зерновых посевов, они давали 25% товарного хлеба", - пишет д.э.н. Александр Сафронов.
А что же построил Сталин вместо частного сектора? Сталинское государство скупало зерно в колхозах за бесценок и перепродавало его в госмагазинах в 10-20 раз дороже.
"Впервые в мировой истории выстроена система, когда все земли принадлежат государству, которое решает, где и что выращивать. Вся техника - государственная, и люди, обреченные на полурабский труд, - тоже", - пишет Леонид Парфёнов.
Однако человек хорошо работает только на себя, а не на "государство и общество". Неудивительно, что после раскулачивания производительность труда в деревне упала на 25%. В 1932-1933 годах разразился Голодомор. Даже после смерти Сталина урожайность в советских колхозах оставалась в 2-3 раза ниже, чем в северных европейских странах. Колхозные крестьяне всеми силами уклонялись от работы.
На протяжении всего социалистического периода страна испытывала продовольственный кризис. Лишь после отмены колхозной системы Россия и Украина вновь стали крупнейшими экспортёрами зерна.