Синдром раздражённого кишечника – одно из психосоматических заболеваний, вызванное тревогой и неумением справляться с негативными эмоциями, особенно в условиях длительного стресса.
При эпизодических сильных болях в животе, метеоризме и проблемах со стулом совершенно естественно обратится к врачу гастроэнтерологу или эндокринологу, который после проведения всех необходимых исследований выставит диагноз и назначит лечение. Но если результаты всех обследований в полном порядке, а симптомы не уходят? Так случилось с Настей – тихой милой девушкой двадцати четырёх лет, которая после двух лет безуспешной борьбы с болями в животе решилась, наконец, обратится за помощью к психотерапевту.
Впервые она столкнулась с неприятными ощущениями в животе в период защиты диплома в университете. Настя – девушка ответственная, старательная, привыкшая всё делать если не на «отлично», то хотя бы на «хорошо». Готовиться к экзаменам она начала с начала выпускного курса, и по большой части эта подготовка заключалась в интенсивных эмоциональных переживаниях под «жизнеутверждающим» девизом «я не сдам». Нарушился сон, появились головные боли, Настя всё чаще чувствовала себя истощённой, просыпалась усталой, быстро уставала в течение дня, а через три месяца заболел живот и расстроился стул.
Настя воспитывалась мамой и бабушкой, отношения её родителей не закончились браком, она осталась единственным ребенком в семье, отрадой для двух одиноких женщин, которые отдавали ей всю свою любовь и… страхи. Страх, что она не добьётся ничего в жизни, если не будет хорошо учиться (без уточнения, а чего собственно, следует добиваться, и чья эта на самом деле цель – мамина, бабушкина или Настина); страх, что её, необразованную, бросит муж, и она останется ни с чем и никому не будет нужна; страх, что они останутся без её поддержки, когда состарятся. Две тревожные женщины спроецировали на девочку свои страхи и утроили тревогу ребёнка, ведь тревоге, то есть страхам, которые ее вызывают и не решаются их обладателями, свойственно «переходить по наследству» к младшим членам семьи, усугубляя симптоматику.
Заметив болезненное состояние Насти, домашние запаниковали, бабушка запричитала, сокрушаясь о своей одинокой старости, подняли врачей, началось интенсивное лечение. Лечение прежде всего было направлено на устранение симптомов, так как исследованиями никакой патологии обнаружено не было. Таблетки частично облегчили состояние Насти, но тревога осталась, «передать» её было некому, поддержки от старших женщин она добиться не могла, больше того – она чувствовала вину за то, что посмела заболеть и не оправдать их ожиданий. Появилось раздражение, недовольство собой и своей судьбой, ощущение тупика.
Подавление этих разрушающих эмоций всегда приводит к реакциям организма, и зачастую удар берёт на себя именно кишечник. Этому есть научное объяснение: страх приводит к усиленному выбросу адреналина, и это вызывает дисбактериоз, так как нарушает кровообращение, а при раздражении вырабатывается гормон норадреналин, который может влиять на стенки кишечника, вызывая метеоризм и понос. Поэтому лечение синдрома раздражённого кишечника – это всегда работа с эмоциями.
Настя оказалась целеустремлённой девушкой, настроенной на улучшение здоровья, сразу вошла в терапию и старательно работала. Она поняла, что её тревога – не её тревога, это навязанные страхи, которые она вынуждена обслуживать, выживая на пределе своих внутренних возможностей, постоянно стремясь соответствовать роли, выбранной для неё её матерью. Отказаться от чужой игры, создать образ своего истинного Я – это задача номер один для девушки. Ей предстоит определить свои цели, свои принципы, свои убеждения и научиться идти вслед за ними.
Процесс восстановления самоидентификации небыстрый, но перемены заметны уже на первых этапах терапии – отслеживание эмоций дают возможность управлять ими, особенно в период стресса, обесценивая страх, леденящей волной вытесняя всё живое, настоящее. С проблемой самоидентификации связана ещё и проблема принятия. За стремлением Насти быть такой, какой хочет видеть её мать, стоит страх потерять её любовь, страх быть отвергнутой, если она вдруг ошибётся, «сойдёт с дороги». «Я тебя люблю, но…» - убийственная фраза для ребёнка, он понимает, что его могут любить только на определенных условиях. Настина мама говорила ей эту фразу постоянно. Вырваться из этих тисков возможно, только приняв себя самой, не ожидая этого от матери. Разрешить себе быть и жить без маски. И без боли. Боли нет, если нет страха.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.