Фильм Парфюмер один из самых загадочных и мистических явлений в кинематографе. Он настолько уникален и неповторим, что не может оставить равнодушным того, кто соприкоснулся с ним. Это не выглядит сюжетом или возможным событием прошлого, а ощущается как некое тайное послание или шифр, который нужно самому себе объяснить после просмотра.
Патрик Зюскинд написал свой единственный роман настолько гениально и изыскано, что читателя потом долгое время не отпускает это обаяние утонченной подачи и тайны, сокрытой за его текстами. Он долгие годы методично постигал основы парфюмерного искусства, обстоятельно изучал быт средневековой Франции, чтобы в дальнейшем максимально реалистично все это отразить в своем замысле.
Автор всю жизнь положил на создание этого шедевра, который был четко выверен и продуман до мелочей. Неужели человек, который живет такими категориями, хотел написать лишь о том, как странный парень губил девушек? Конечно, нет. Сюжет и события в фильме это однозначно метафора и только как метафору нужно воспринимать все происходящее в нем.
Жан Батист Гренуй – это главный герой, в котором мы не видим ни проявленной личности, ни каких-либо душевных качеств. Он представлен только как некое живое, которое постигает, познает и действует. Гренуй – это олицетворение бессознательной части людей, то есть это не сам человек, а всего лишь тот самый живой пласт в нем, который управляет психикой и эмоциями, посылает импульсы и череду неосознанных мыслей.
И всех людей в фильме нужно воспринимать как элементы бессознательности, а события в нем - как взаимодействие этих форматов бессознательности. И только тогда фильм раскроет всю свою глубину перед человечеством и перестанет быть странной жуткой историей.
Понятие аромата в фильме также метафорично. Ароматы – это основа жизни для Гренуя, он живет ими и исследует их. В определенный момент жизни он находит прекрасный и неповторимый аромат, а у себя при этом фиксирует полное его отсутствие. И вот он задается целью собрать самые лучшие ароматы, он начинает их поиск, параллельно постигая способы извлечения аромата от своего носителя. Если аромат лишь метафора, то, что он собой может олицетворять, если не энергию души?
Итак, Гренуй – это бессознательное, а аромат – энергия, созидаемая душой всякого объекта. Иными словами, возможно, что бессознательное в людях это то живое, которое незаметно для самого человека исследует различные энергии, а если у себя ее не находит, то начинает не только исследовать, но и присваивать.
Теперь о том головокружительном аромате, который он распознал у девушки со сливами. Он исследовал ароматы растений, насекомых, животных, различных людей и во всем многообразии выделил некий особый аромат, который сильно выделялся из всей полифонии каким-то особенным образом. Здесь конечно речь идет о некой чистой душе, которая научилась синтезировать энергию высокого уровня, но не научилась вкладывать ее, то есть делать невидимой для того, у кого энергии уже нет.
Теперь коротко, о цели, ради которой Гренуем было принято решение добывать ароматы. Цель была в том, чтобы получить любовь окружающих, которой он был лишен и обделен с самого рождения. Любовь здесь как энергия высшего уровня, то есть как самый редкий и ценный аромат в природе. Ведь Гренуя никто никогда не любил и никто не научил его это делать. Соответственно в его душу не была вложена способность синтезировать энергию самостоятельно. И поэтому он решил добыть ее у других, ведь так действует бессознательное в любом человеке, когда оно лишено энергии.
И вот Гренуй получает этот эликсир из прекрасных ароматов, то есть коктейль из собранных чужих энергий и надеется, что теперь он получит ответную настоящую энергию от окружающих людей, эту любовь, эту отдачу. Но не тут то было. Вся магия, которую произвел его искусственный синтез, принес только раболепие и слепое преклонение.
Здесь хорошо показано, как меняется бессознательная часть в других людях, когда они видят перед собой того, кто поглотил много чужой энергии. Они точно звери, которые сразу подчиняются своему вожаку, на том лишь основании, что он хорошо поохотился, но это не любовь человека. Это энергия зверя.
Вся отдача от кульминации этой затеи стала для Гренуя такой же бутафорией в плане энергии, что и его собственная смесь из наворованных ингредиентов. Всё для него стало бессмысленным и лишенным настоящего живого света. Он разочаровывается и опустошается. Градус его энергии стремиться к минусу и это хорошо показывается через ощущения, когда бессознательное лишено сил и смыслов. Все эти живые люди стали для него точно декорации и иллюзия. И тогда ноги сами отвели Гренуя на самый пик бессознательности, чтобы совершить некое возмездие над собой.
Всем успехов!