Осенью 2015 года 2.5 месяца я путешествовал по Китаю автостопом. С северо-востока на юг:
Благовещенск —--> Хэйхэ - Харбин - Чанчунь - Далянь - Пекин - Сиань - Ченду - тибетская провинция Kham - Чунцин - Куньмин - Дали - Лицзян - Шангри Ла - Паньджихуа - Куньмин - Гуян - Чжанцзяцзе - Ухань - Сучжоу - Шанхай - Сямень - Гуйлинь —---> Лаос
Такая предыстория.
Китайцы в провинции Kham активно строили дороги и города. Удивительно было видеть как растут многоэтажки на берегах горных рек в узких долинах.
Отдельные тибетские деревни, населённые только тибетцами, тоже сохранились. Часть из них были превращены в туристические объекты (их указывали в путеводах и к ним вели дорожные указатели), но были и те куда туристы могли попасть только случайно.
Свою первую ночь в Тибете я провёл в городке Данба, где нашёл себе ночлег на заправке, так как некуда было поставить палатку: с одной стороны отвесные скалы, с другой обрывистый берег реки.
Чем дальше в горы, тем чаще вдоль дороги мелькали культовые сооружения - "ступы", храмы, на деревьях часто можно было видеть молитвенные флажки.
В одном городке разговорился с молодым тибетцем. До поездки, будучи в России, я специально учил китайский язык. К моему приезду в Хэйхэ (мой первый китайский город) я уже могу формулировать простые мысли, при этом весь первый месяц в Поднебесной многие китайцы мне говорили что у меня ужасное произношение и лучше мне помолчать. Но я не сдавался и через месяц китайцы начали хвалить мою речь. Ясное дело, что говорил я всё равно кое как, но произношение выровнилось и я мог поддерживать беседу минут 15.
Так вот, с тем тибетцем я тоже начал диалог на китайском. А он в ответ на английском. Оказалось, что он 4 года учился в Индии и хорошо знает английский. А китайцев и их язык терпеть не может. Я же за месяц привык уже говорить на китайском и трудно было переключиться на английский.