Сьемки "Чистого неба" с самого начала ознаменовались скандалом. На Свердловской киностудии автор сценария Даниил Храбровицкий поругался с режиссером и забрал сценарий.
За сьемки взялся Самсон Самсонов ("Оптимистическая трагедия", "Чисто английское убийство") и был подвергнут обструкции. Как же он мог увести сценарий у коллеги-режиссер?
Самсонов отказался.
В дело вступил Юлий Райзман ("Коммунист", "Странная женщина"), проволынил сценарий с год и отложил его в сторону.
Вот только после мэтров к сценарию подступился Григорий Чухрай. Он отдал его на рецензию специалистам в авиационный институт, а там только посмеялись. Скорость звука преодолели первыми не мы и все остальное, написанное Храбровицким, вызывает удивление, мягко говоря. Получалось что сюжетная линия - о тяжелых летных буднях летчика- испытателя и ожидания его женой - рушится. Вы поняли , читатели, что фильм был вовсе не о несправедливости к попавшему в плен герою Великой отечественной?
Чухраю и пришла в голову генальная идея - переписать сценарий под пленного летчика, в итоге ставшего Героем Советского Союза.
Идеей он поделился сценаристом и предложил вместе все переделать.
- да ты офигел! Я переписывать ничего не буду и вообще завтра улетаю в Ташкент, - так ответил Храбровицкий.
И улетел. Чухрай покумекал несколько дней и решил предпринять авантюрный ход. Он пошел к министру Культуры Фурцевой, с предложением отправить телеграмму сценаристу Храбровицкому, что его работу перепишет другой сценарист!
- вы с ума сошли, товарищ Чухрай! Это незаконно! Вы это знаете и предлагаете подписать незаконный документ!
Представили всю картину? На такое мог решиться только десантник Чухрай, с его забросками в тыл врага в годы войны.
Реакция режиссера непоследовала себя ждать.
- Ну, хорошо. Не подписывайте. Давайте подпишу я от вашего лица. А вы будете просто в курсе дела. Я обещаю, что никогда не воспользуюсь этим документом. Мне нужно только вернуть Храбровицкого.
- Тогда зачем вам моя подпись? Подписывайте сами. Но имейте ввиду - я об этом не знаю!
И Чухрай подписал. И Храбровицкий уже на следующий день был в Москве!
Когда фильм был практически готов, осталось сделать монтаж, Чухраю приказали срочно показать отснятый материал. На утро, в фойе просмотрового зала, Чухрай встретил Екатерину Алексеевну со свитой. Он объяснил министру культуры, что у него есть только черновик кинофильма. Смотреть его, и по нему делать выводы, - некорректно. Фурцева на секунду задумалась и предложила пройти в кабинет директора "Мосфильма". Кабинет был пуст и министр бросила на стол письмо.
- читайте!
Это был донос на режиссера сотрудницы его съёмочной группы. Дама писала, что "Чистое небо" - это "плевок в лицо нашей партии" . Чухрай хорошо к ней относился никак не ожидал, что донос исходит от нее. Мужик был в шоке!
Фильм был отсмотрен Фурцевой в тот же день. В кинозале повисла тишина. Свита молчала.
- но ведь это правда! - произнесла министр Культуры СССР.
Все вдруг оживились, замахали головами и поддержали
- Было гораздо хуже, было ужасно, Екатерина Алексеевна! - заголосили чиновники.
- И девушка хорошо играет, - не дала развить тему "большого террора" Екатерина Алексеевна.( До этого Нина Дробышева играла Мальвину в ленинградском ТЮЗе). И тут все, конечно, поддержали ее мнение.
Фурцева попросила Чухрая проводить ее. Они вдвоем зашли в лифт, двери закрылись и тут министр порекомендовала дать чёткую трактовку - "ошибки прошлого не должны накладываться на наше время". Перерасход средств будет закрыт и добавят дополнительные средства.
Слово Екатерина III Великая сдержала. И сдержал слово фронтовик Чухрай. Хотя это было непросто. Фильм был снят. Режиссеру пришла в голову идея добавить в концовку сцену взламываемого льда, ледоход проще говоря. На дворе стояло лето, где взять лёд? Чухрай отбил телеграммы во все студии страны - пришлите срезки идущего по воде льда. Одна студия и прислала материал, не вошедший в их картину. Два- три кадра нашлись и на "Мосфильме".
Как гениально тонко сделана концовка фильма, - в один голос писали критики Союза. А у Георгия Чухрая навсегда осталась неудовлетворенность концовкой. Эпизод получился бы более эмоциональным, если бы режиссёр сам снял ледоход!
От этой перспективы у меня дух захватывает. Обидно стало, что цензор в лице Министра культуры не вмешалась ранее. Вот вам реальное подтверждение того, когда профессиональная цензура - соавтор фильма.