О феномене успеха венецианской художницы искусствоведы и историки до сих пор складывают легенды. А ведь жила и творила Розальба Каррьера более трехсот лет назад.
Рожденная в бедной семье, она смогла произвести фурор в высшем обществе своими картинами. Художница проявила удивительные предпринимательские способности и сделала выдающуюся карьеру, которая в последствии вдохновляла многих женщин-художниц.
Стремительный путь к успеху: везение или талант?
Розальба Каррьера была не из тех, про кого говорят «родилась с золотой ложкой во рту». Ее мать зарабатывала плетением кружев, а сама будущая художница вносила посильный вклад в бюджет семьи, создавая миниатюры для украшения табакерок из слоновой кости. Будучи юной девушкой, она продавала их туристам.
Именно миниатюры, которые пользовались спросом во второй половине 17 века, открыли ей дорогу в мир искусства. В 25-летнем возрасте она становится членом гильдии художников и меняет творческий курс в сторону написания портретов.
Первые работы Розальбы также были миниатюрами на слоновой кости. Маленькие портреты заказывали часто, чтобы носить в кармане сюртука или на цепочке на шее.
Переехав в Париж, Каррьера получает большой заказ на написание 36 портретов, а запечатлеть себя на холсте молодой художнице доверили не абы кто, а члены королевской семьи. Это ли не верхушка успеха! После окончания работы Розальба становится членом Французской академии живописи.
На пике популярности
Художнице удавалось самое невероятное – перенести на холст чувства. Она писала портреты «сильных мира сего», знатных вельмож, дворян, венецианских синьор и галантных иностранцев. Ее звали «Королевой пастели», считали самой модной портретисткой, несколько лет она обучала живописи дочь Карла VI – в будущем императрицу Марию Терезию.
Абсолютно все, кто видели картины Каррьеры, не переставали восхищаться нежнейшими образами, очарованием. Она умела изобразить женщину так, что каждый, увидевший портрет, мог прочувствовать тончайший женский внутренний мир.
Это объединяет все работы с портретами женщин, будь то молодая дворянка в платье, отороченном мехом или статная дама в черной шляпке, головка маленькой девочки, написанная в профиль или изображение жгучей негритянки.
Но самое необычное для сообщества художников тех времен было то, что Розальба использовала не масло и акварель, а пастели.
Палочки из цветных пигментов и белой основы. Художники относились к ним пренебрежительно, использовали, чтобы набросать эскиз, но никогда не писали пастелью окончательный вариант картины. Считалось, что они слишком блеклые и не подходят для создания произведений искусства.
Каррьера перевернула эти представления, а ее пастельные портреты стали одной из форм искусства эпохи рококо.
Надо ли говорить, что талант, неумолимая работоспособность и пастели сделали художницу богатой и известной женщиной.
Но на закате жизни она ослепла и 7 лет жила в полной темноте, в «темноте ночи», как говорила Розальба. Она умерла в Венеции, не дожив до своего 85-летия всего несколько недель. Картины «королевы пастели» хранятся в Эрмитаже, в галереях Венеции, Дрездена и Французской академии живописи.