Найти в Дзене

О рысаках, ипподроме и государственном подходе.

2019 год. ЦМИ. Фото Я.З.
2019 год. ЦМИ. Фото Я.З.

Часть 1.

Всё написанное ниже является личным мнением автора.

Февральские события 2022 года, как бы это странно не звучало, разбудили надежду, что возрождение смыслов и национальных ценностей России постепенно началось. Поверилось, что пришло время, когда российские породы, ипподромы и конные заводы обретут, в итоге, защиту в лице родного Отечества. И ставшие частыми репортажи, статьи и петиции, в буквальном смысле, кричащие о бесправном положении конной отрасли в нашем государстве, будут, наконец, услышаны.

Ведь спасти несколько лошадей от голодной смерти или бойни, помочь одному заводу или ипподрому - это еще не изменить ситуацию в целом.

Ситуация же, в которой находятся сегодня и рысаки России, и люди, связавшие с коннозаводством свою жизнь – абсурдна до изумления.

Человеку, который ничего не понимает в коневодстве, достаточно трудно разобраться в том, что же на самом деле происходит в отечественной конной отрасли. Но сделать это необходимо. Хотя бы для того, чтобы никто и никогда больше не вводил в заблуждение ни граждан России, ни ее Президента.

Есть несколько важных моментов, которые необходимо иметь в виду, прежде чем читать эту статью.

1. Рысь – искусственно выведенный и закрепленный в потомстве аллюр. Естественными для лошади аллюрами считаются шаг, галоп и иноходь.

2. Орловский рысак – первая в мире порода, искусственно созданная графом Алексеем Орловым – Чесменским в 1775 г., для нужд Российского государства и человека, что называется «в подводу, и под воеводу».

При разведении породы заводчики ориентировались на комплекс признаков «выносливость, резвость, красота». Через 59 лет, после его появления, в 1834 году, появилось первое российское спортивное общество «Московское общество охотников рысистого бега». 1 августа того же года состоялся первый рысистый забег и эта дата стала днем рождения Московского ипподрома, одного из старейших не только в России, но и в мире.

3. Ипподром – один из необходимых инструментов конной отрасли, неразрывно связанный в один тугой узел с воспроизводством племенных лошадей и, как было написано ещё в 1908 году специалистами Департамента земледелия царской России - «беговые испытания – основа коннозаводства России».

Повторюсь – появление Орловского рысака, в отличие от других стран, было спровоцировано русской национальной идеей, государственной необходимостью, и создавался он именно для России с её огромными территориями и разнообразным климатом.

Но прошло время. Лошадь на государственном уровне уже не является стратегической силой, мы более ста лет ездим, пашем и сеем на «железных конях», и единственное место, где широкая публика может увидеть легендарный «красный" или каретный ход Орловского рысака - это ипподром.

Возникают закономерные вопросы – зачем государству сегодня нужны рысаки? Почему до сих пор конное сообщество России пишет письма Президенту, Правительству, за свой счет поддерживает умирающее коннозаводство, пишет книги, роется в архивах, снимает фильмы и требует государственной поддержки? И только ли в любви к лошади дело?

Или же Орловский рысак остался одним из тех, существующих в наше время, неповторимых отечественных достижений России, которое способно возродить в гражданах нашей страны такие почти забытые качества как патриотизм, национальное достоинство, гордость за державу, уважение к государственности? И красота этой лошади будит в нас не только восхищение, но и какие- то более глубинные вещи, заложенные в нас самой историей нашего государства?

В своих демаршах по различным министерствам, ассоциациям, фондам с 2007 года (!), мы столкнулись с тем, что эти организации абсолютно не заинтересованы в том, что предпринять какие-то конкретные шаги, отвоевать Орловского рысака для будущего страны и поставить точку в его беспрецедентном уничтожении.

В Министерстве сельского хозяйства России, куда мы по наивности своей неоднократно обращались, реально не существует проблемы национального коневодства и коннозаводства, не существует такой отрасли (!).

Государственной же политикой в «несуществующей» отрасли, с большим энтузиазмом, занимаются общественные организации и люди, сами себя назначившие и присвоившие себе государственные полномочия. Как нам стало уже понятно, цели этих людей не имеют ничего общего как с ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ породами, так и с рысистыми бегами, являющимися национальным видом спорта уже 188 лет...

И много ещё можно писать об этом, но Апогеем нашей истории стала «реконструкция» Центрального московского ипподрома, где практически половина рысистого поголовья России проходит испытания, тем самым продолжая жизнь породы, конных заводов и закольцовывая производственный процесс.

Целый мир, населённый лошадьми и уникальными людьми, которых на всё наше государство осталось несоизмеримо мало. Пока ещё осталось.

О проектах реконструкции Центрального московского ипподрома написано много. Коневладельцы, наездники, сочувствующая публика и даже жильцы Беговой продолжают незримую войну за спасение ЦМИ с 2017 года. Почему? Что не так с этой реконструкцией? Почему коннозаводской мир уже все копья сломал, лишь бы не допустить грядущие, казалось бы, благоприятные изменения?

Ответ очень простой – цели у «реконструкторов» иные. И вывод этот напрашивается именно потому что, во-первых, ещё живы в памяти гибель других ипподромов, а вслед за ними известнейших конных заводов, которых лишили производственного полигона, и, во-вторых, потрясающий снобизм тех, кто этими проектами занимался. Сторона, заинтересованная в получении прибыли от этой реконструкции, присутствовала в избытке, а вот другая сторона, профессиональная, знающая, заинтересованная в результате и непрерывности производственного процесса - нет.

Немного вернусь в прошлое. Когда уничтожали Пермский ипподром, мы верили, что разум восторжествует, и у города-миллионника останется конный оазис с 120- летней историей и конный завод, который на протяжении 95-ти лет был одним из привлекательнейших объектов региона, его исторической гордостью.

В течение пяти лет власть нас обманывала, губернаторы сменялись один за другим, народ выходил на митинги, собирались подписи, дети конно-спортивных школ пели патриотические песни перед хмурым зданием краевого парламента, письма и петиции до сих пор печальным грузом лежат у меня в кладовке...

Итог нашей эпопеи - Пермь обзавелась двумя огромными гипермаркетами и заасфальтированной пустошью - символом равнодушия к живым нормальным людям, которые хотели сохранить для будущего то, что сейчас так востребовано. СВОЁ и только своё российское изобретение: бега и орловского рысака...

Я не езжу больше по этой дороге, потому на этом месте умерла надежда и пришло понимание, что смыслы тех, кто любил через орловца свою родину и смыслы тех, кто принимал решения о судьбе ипподрома – две галактики, разбросанные в космосе на миллиарды километров друг от друга...

Почему я об этом пишу – ситуация с Московским ипподромом до боли напоминает мне нашу историю.

Казалось бы, разумные предложения конников от директоров ведущих конных заводов до мастеров – наездников международного класса в части поправок к многочисленным проектам реконструкции, особенно в сегодняшней ситуации, которая мобилизует общество объединиться и наконец, избавиться от иллюзий и признать, что у «них» всегда будет не так, как у нас, и это нормально - у России своя история, свои достижения, свой опыт, многовековой, между прочим и своя культура коннозаводства, игнорируются. Сговор какой-то...

Так, может, хватит уже? Граждане моей страны бегут от мобилизации почему? Что происходит в их душах, когда они оставляют своё Отечество, не желая его защищать? Как такое стало возможным?!!! Когда, наконец, мы избавимся от любителей растаскивать бюджет по собственным карманам и начнем уважать и поощрять тех, кто годами своими руками, мозгами, деньгами поддерживает родную отрасль, имеющую непреходящую ценность для воспитания подрастающих поколений?

И уж если мы так почитаем зарубежный опыт, то почему Министерство сельского хозяйства, в лице людей отвечающих за племенное коневодство, не озаботилось изучением государственного подхода к лошади у держав, признающих что:

«Правительство признает значительный вклад коневодства в экономику, а также тот факт, что лошади играют важную роль в жизни многих людей, как горожан, так жителей сельской местности Англии и Уэльса…

Стратегия развития конной отрасли не существует сама по себе. Сюда еще входит стратегия здоровья и благополучия лошадей

(Из правительственной программы «Стратегия конной отрасли в Англии и Уэльсе»)

«Конная отрасль является крупным экономическим сектором, вносящим значительный вклад в такие виды деятельности, как спорт, культура, общественная деятельность.

Вот почему упоминание о конных подразделениях будет фигурировать в законе о развитии сельской местности, который будет представлен в Парламент, так же как и в бюджетное предложение на следующий год. В то же время, конная отрасль представлена и в проекте спортивного законодательства.

Лошадь, действительно, создает связи между сельскохозяйственной деятельностью и сельской жизнью, между сельской жизнью и городской жизнью, между поколениями. Особо стоит подчеркнуть воспитательную роль, которую лошадь может играть в сплочении в жизни общества».

(«Новая политика в конной отрасли», из программы Французского правительства)

Центральный Московский ипподром, его конюшни, здание трибун, разнообразные хозяйственные помещения нуждаются в РЕМОНТЕ. Качественном, сделанном на совесть, с любовью и уважением к тем, кто придаёт смысл его существованию – лошадям, наездникам, коневладельцам и верной всему этому миру публике.

Как долго мы будем разбрасываться теми, кто не ищет других, более обустроенных и благополучных «берегов», а с упорством достойным всяческого поощрения отстаивает свою Родину здесь и сейчас, выращивая и воспитывая изумительных лошадей российского производства?

Среди коннозаводчиков масса образованных и успешных людей, которые прекрасно знают, в чём нуждается место, ставшее для них вторым домом и готовые внести свой посильный интеллектуальный вклад в то, что развивает в итоге всю отрасль.

В нашу непростую, очень тревожную эпоху, когда ребром стоит вопрос о защите государства и его целостности, его ценностей и его смыслов, недопустимо не слышать и не видеть очевидную потребность конного сообщества в пристальном внимании к его голосу. Одного из немногих, кто сохраняет верность нашему Отечеству, не смотря ни на что.

Продолжение следует.

07.10.2022