Отвлечемся немного от береговой артиллерии, (она хотя бы на земле стоит, местность пристреляна, корпосты стоят). А, насколько эффективна стрельба кораблей по суше? В свое время в одной из книг А.Б.Широкорада высказывалось мнение о том, что, возможно, было бы эффективно войска на Перекопе поддержать «корабельным калибром», но не только орудиями, снятыми с кораблей, но и собственно корабельной артиллерией.
Если уже я работаю всерьез, то, лучшие помощники в этом деле карта и калькулятор, а, еще лучше, и то и другое в компьютере. Так вот, получается обидная ситуация: корабли с дальнобойной и мощной артиллерией не могли подойти из-за своей большой осадки, а корабли с малокалиберной артиллерией имели слишком малую дальность стрельбы, и оказывались уязвимы для немецкой артиллерии.
В Севастополе, все было чуть иначе, у нас не степь Перекопская. Бухта частично закрыта горами, но, даже из бухты корабли вели огонь по врагу. Выписки из журналов стрельб у меня есть в фотокопиях. Эти выписки делались для доклада Ф.С.Октябрьского на военно-научной конференции. Источник – так себе, но, хоть что-то.
Что там есть?
В ночь с 8 на 9 ноября крейсер «Красный Крым» стоя у холодильника, выпустил 20 130-мм фугасных снарядов, образца 1911 г. Стрельба, велась по Дуванкою. Дистанция 17,7 км, но есть нюанс: сама деревня Дуванкой с этого направления прикрыта прилегающими высотами. Огонь мог вестись только по скатам плато Кара-Тау, и, таки да, в урочище Кизил Баир находили 130-мм снаряд (неразорвавшийся). Эти данные взяты из документов. Но, есть еще воспоминания.
По воспоминаниям В. А. Мартынова: «9 и 10 ноября крейсером «Червона Украина» были выполнены семь стрельб. 9 ноября орудия крейсера обстреливали неприятеля в юго-восточном направлении по району Уппа и Айтодор, где накапливались силы для наступления в направлении Инкермана и Северной бухты. Было выпущено 48 снарядов. 10 ноября крейсер стрелял в восточном и юго-восточном направлениях по селениям Черкез-Кермен, Уппа, Шули. Было выпущено 100 снарядов» [1].
Данных по «Червоной Украине» в выписках к конференции нет. Почему? Не знаю. Возможно, погибла на корабле. Стрельба крейсера производилась от причала Совторггавани, (рядом с Графской пристанью). Дистанция 21 км, если брать до селения Ай-Тодор это предельная дальность стрельбы 130-мм орудий крейсера. Дистанция до Черкез-Кермена 17 км, и крейсер мог достать село даже старыми снарядами, тем более, что стрельба велась вдоль бухты. Но есть нюанс: само село, было надежно укрыто в узком и глубоком ущелье у подножья башни Кыз-Куле.
А, вот неразорвавшиеся 130-мм снаряды нам попадались в бывшем саду на окраине с. Терновка (бывшие Шули), у дота №65. Почему неразорвавшиеся? Да, потому, что зачем-то стреляли бронебоем. Впрочем сюда стреляла не только «Червонка». Дальше опять смотрим документы.
10 ноября Крейсер «Красный Крым» стреляя в 20 ч 50 минут по районам, Шули — Верхний Чоргунь, Черкез-Кермен израсходовал 179 фугасных снарядов обр. 1928 г[2]. Обстрел отмечен в журнале боевых действий 50-й пд, но район указан чуть другой.
Ни д. Черкез Кермен, ни Чоргунь с той точки, где стоял крейсер «Червона Украина», не достать. 50-я пд действительно наступала по дороге Шули-Чоргунь, и, возможно, корабли пытались достать немцев в этом каньоне, но, не очень удачно (ракурс уж очень неудобный, все закрыто горами). Но, есть и другие данные.
Как пишет Г. И. Ванеев: «Дальнейший натиск врага удалось сдержать при поддержке огня береговых батарей и крейсеров «Красный Крым» и «Червона Украина». Только последний израсходовал в этом бою 148 снарядов 130-мм калибра. Стоявший на якорях против пристани Совторгфлота крейсер вел огонь по деревням Варнутка и Байдары. В результате он поразил 3 немецкие батареи, разбил 18 автомашин и бронетранспортеров, 4 тяжелых танка, 20 обозных повозок, рассеял и уничтожил до трех рот вражеских солдат и офицеров. Особенно отличились расчеты командиров орудий И. Ткаченко, П. Панина, С. Бурлаки, П. Провоторова».
Это уже открытие! Расстояние до Байдар 27 км. Для 130-мм пушек крейсера расстояние запредельное. До Варнутки крейсеру тоже не достать. 22,7 км (даже без учета рельефа).Про тяжелые танки мы тоже скромно умолчим.
В качестве источника Г. И. Ванеев ссылается на труд «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» [3]. В указанном труде мы не нашли ссылок на источник информации. В книге «Боевые действия Черноморского флота в обороне Севастополя 1941 — 1942» (автор Н. С. Ситенко), говорится, что крейсер израсходовал 682 снаряда, ведя огонь по д. Варнутка.
К сожалению, первичные документы (журнал артстрельб крейсера) не сохранились. Достоверных данных по стрельбам крейсера «Червона Украина» нет. Но потверждение этой информации все же удалось найти. Цифра, приведенная Н. С. Ситенко, близка к данным, из воспоминаний бывшего комиссара крейсера В. А. Мартынова:
«Наиболее интенсивную стрельбу за все время войны крейсер вел 11 ноября, выпустив по врагу более 600 снарядов главного 130-мм калибра. Корабельные артиллеристы заглушили три немецкие батареи, разбили 18 автомашин и бронтранспортеров, уничтожены четыре тяжелых танка и три роты солдат. Корректировал огонь опять лейтенант В. Сташкевич. «И на его запросы, как всегда, отлично «отвечали» боевые расчеты командиров орудий И. Ткаченко, П. Панина, К. Камышева, С. Бурлаки, П. Провоторова, А. Новоходского и других. Орудия батарей правого борта крейсера под командованием лейтенантов Спахова и Денисенко стреляли попеременно, побатарейно, с добавлением одной-двух пушек от «соседа». Огонь вели с дальней дистанции на предельных кормовых курсовых углах». Были поражены цели в районе населенных пунктов Варнутка и Байдары» [4]
Дальность стрельбы орудий крейсера дальнобойным снарядом образца 1928 г. составляет 19 656 м (при максимальном угле возвышения щитового орудия в 19 градусов), а расстояние до Варнутки составляет 22,5 км (до ее окраины).
Если проанализировать все предыдущие и последующие стрельбы «Червоной Украины» и «Красного Крыма», то все они велись на дистанции 17 км для снарядов 1911 г.а и 19 км для снарядов 1928 г. Скорее всего, крейсер по указанному району вести огонь не мог. Зато мог стрелять другой корабль. Сохранился журнал стрельб крейсера «Красный Крым». Этот корабль реально вел огонь по противнику, но вел он его «… со стопа в районе Балаклавы». Выпущено 115 фугасных снарядов образца 1911 г. Отстрелявшись по району Шули, крейсер вышел в море и провел еще одну стрельбу.
Начиная с утра 8 ноября крейсер «Червона Украина» вел огонь, не меняя своего положения, поддерживал части СОР, сражавшиеся в районе д. Кара-Коба Командир крейсера капитан 2 ранга И. А. Заруба, вроде бы (по данным воспоминаний) трижды запрашивал командование ЧФ о смене позиции, и не получал никаких указаний на этот счет. Возникла конспирологическая теория о том, что крейсер специально утопили, но, думаю, дело совсем не в этом.
Наивный вопрос: "А, почему, крейсер имея ранее катапульту для самолета КОР-1 вел огонь без корректировки?" Тоже специально? Из пушек по воробьям? Ладно, уже не важно.
И, вот пришло 12 ноября. Основные события в этот день разворачивались в Севастопольской бухте. В этот день в 8:30 из порта вышел транспорт «Красная Кубань», имя на борту 214, 215 и 216-ю зенитные батареи. По советским данным, при проходе бонового заграждения его атаковали три пикировщика. Теплоход, резко меняя скорость хода, затруднял им прицеливание. Бомбы падали вблизи судна, но не причиняли крупных повреждений. Теплоход, получив лишь осколочные пробоины в корпусе, успешно завершил рейс. Противник о действиях Ю-87 в это время в этом районе не пишет.
Он указывает, что самолеты III-KG 27 (Не-111) и I/KG51 (Ju-88) атаковали севастопольскую гавань, указывая при этом, что все «Штуки» из III.StG-77 (30 самолетов) действовали на Керченском направлении[5]
В 9 часов над бухтой прошли два немецких самолета-разведчика из 3F.121, зафиксировавшие расположение боевых и ремонтирующихся кораблей в Севастопольской бухте. В 10 часов 30 минут атаку произвели десять «Не-111» но крейсеру удалось отбить первый налет.
Противник в своем отчете указал: «III-KG 27 12 самолетами Не-111 атаковала Севастопольский порт. Атакован крейсер восточнее морзавода. После двух близких попаданий окутался облаком дыма» [6].
Здесь речь идет об атаке на эсминец «Совершенный», стоявший в Килен-бухте. Анализ документов показал, что противник часто принимал эсминцы 7-го проекта за крейсера.
Далее, из того же источника: «Достигнуты два попадания в тяжелый крейсер. Еще один крейсер был поражен одним попаданием и одним близким попаданием около борта. Корабль загорелся. Один транспорт 3000 т в районе западного пирса был поражен близким попаданием. Остальные бомбы были сброшены на город и порт. В районе верфи много больших ималых пожаров. При повторной атаке 10 Не-111 наблюдалась сильная детонация на тяжелом крейсере. Достигнуто попадание в 15 м от тяжелого крейсера».
Речь об атаке «Червоной Украины», «Беспощадного» и транспорта «Кубань» (который судя по всему, еще не покинул бухту).
Вторая атака немецкой авиации на крейсер оказалась для него роковой. Как указывают документы противника: «I/KG51 атаковала девятью самолетами Ju-88. Тяжелый крейсер поражен двумя попаданиями в палубу. Наблюдались два высоких языка пламени. Судя по обводам это крейсер «Красный Кавказ» Один эсминец получил два попадания».
По советским данным Две 500-кг бомбы взорвались на дне бухты в непосредственной близости от корабля: одна — по правому борту у носовой оконечности, другая — по левому борту в районе второй дымовой трубы. Возникшие в результате их подводные пробоины размером 10 и 8 квадратных метров очень быстро привели к тому, что крейсер сел носом на грунт.
Началась многочасовая борьба за спасение корабля, которая продолжалась до 2 часов 40 минут 13 ноября около 3 ч 30 мин крейсер «Червона Украина» затонул. По воспоминаниям инженера Алексеева, занимавшегося демонтажем орудий с крейсера (с целью его облегчения) крейсер тонул медленно и тихо. С него успели снять носовую 100мм спарку на станке Минизини, и отдать гайки на носовом 130мм орудии[7]
По данным Ванеева и Моргунова, на отходе атакующие немецкие бомбардировщики были перехвачены над базой парой МиГ-3, причем ст. лейтенант Яков Иванов, согласно донесению, подбил один Do-215, а когда кончились патроны — таранил немецкий самолет. Противник в своих документах сообщает только о пропаже одного Не-111 из I/KG 27, т.е. подразделения, действовавшего на другом направлении. Другие потери не отмечены[8].
Помимо потопления крейсера, результатом налета немецкой авиации в 12.08 стало тяжелое повреждение ремонтировавшегося ЭМ «Беспощадный», повреждение сухого дока СМЗ, и затопление в нем ЭМ «Совершенный», потопление подводной лодки «Д-6», стоявшей в ремонте. Был разбит авиабомбами и корпус недостроенного тральщика Т-455 «Николай Маркин».
В оперразведсводке № 013 очень коротко указано: «Авиация противника 24 самолета Ю-88 в период с 11.30 до 12.24 последовательно, группами по 3-4 самолета бомбардировала Севастополь. Имеются попадания в кр. «Червона Украина» 2 бомбы упали в штаб флота 1 вокзал, 3 моргоспиталь» [9]
Столь эффективная «работа» немецких ВВС была обусловлена эвакуацией из Севастополя большого количества зенитных орудий, и нарушением флотской системы внешнего наблюдения, оповещения и связи.
[1]Мартынов В.В. Воспоминания. Фотокопия. Архив автора
[2]Архив автора.Сводные данные стрельбы кораблей ЧФ. материалы к докладу Ф.С.Октябрьского на военно-научной конференции 1965г. Фотокопия
[3]«Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» М. Воениздат, 1945
[4]Мартынов В.В.Воспоминания. Фотокопия. Архив автора
[5]NARA T-312 R-363 AOK 11 fr 0896
[6]NARA T-312 R-363 AOK 11 fr 0896
[7]Алексеев А.А.«Записки военного инженера». Рукопись. Фотокопия. Архив автора.
[8]NARA T-312 R-363 AOK 11 fr 0897
[9]ЦАМО Сайт «Память народа» Документы оперативного управления Приморской армии. Оперативные сводки штаба Приморской армии