Вторая и третья часть цикла были посвящены в основном политике, но теперь я хочу углубиться во внутреннюю жизнь народа: его быт, ремесло, торговлю и язык - всё то, что отражает сущность любой цивилизации, ее развития и благосостояния.
Религия и гаруспики
Представления этрусков о богах были в значительно мере трансформацией греческой религиозной системы. Пантеон божеств возглавляли Тин (бог грома и подобие Зевса), Уни (верховная богиня, жена Тина и подобие Геры) и Менвра (богиня войны, покровительница ремесел и подобие Афины). Кроме того, существовало множество различных демонов и добрых духов, которые являлись хранителями домашнего очага (так называемые лазы, которые перекочуют в Рим и станут ларами - важными атрибутами каждой семьи, имеющей свой дом).
Религия этрусков отличалась своей жестокостью: частью ритуалов регулярно становились людские жертвоприношения. Например, на пирах во имея богов убивали пленных врагов, чтобы умилостивить богов. При отхождении в мир иной знатного богача совершался погребальная процессия, в течение которой его рабов травили собаками или заставляли их сражаться друг с другом насмерть. Именно этот обряд заимствовали римляне для своих легендарных гладиаторских боев. Ко временам расцвета республики и первым упоминаниям о таких поединках бой уже окончательной потерял свой религиозный мотив и стал развлечением для публики и частью аристократической агитационной кампании.
Отличительной особенностью этрусской культуры являлись гаруспики - жрецы, осуществляющие гадание по внутренностям, таким как печень, сердце, желчь и др, а также истолковывающие многочисленные знамения (от молнии до рождения ребенка с физическими дефектами). Особое место у служителей занимала печень, чья форма, размеры и плотность наиболее часто становились причиной дурного или, наоборот, благоволящего предсказания. Так, органы приносимого в жертву рогатого скота сначала варились и если после этого печень разваливалась, то проблем не избежать.
Все это кажется странным, однако если рассмотреть весь этот сумбур с точки зрения экологии и первостепенной роли плодородия и отсутствия заражений в земле для человека того времени, а также соединить его с мифическим мировоззрением античных времен, то получается вполне здравая картина.
Язык
Из всего культурного багажа этрусской цивилизации их язык представляет для ученых наибольший интерес. Все дело в том, что этрусский язык до сих пор не расшифрован, несмотря на просто колоссальное количество подлинного материала, дошедшего до наших дней (примерно 10 тысяч текстов). В основном это обычные надгробные эпитафии, однако попадаются и очень увесистые кладези, такие как Льняная книга, которая насчитывает около 1200 слов, из 2500 первоначальных.
Этрусский алфавит не вызывает у лингвистов особой сложности из-за его близости с греческим - они без труда могут правильно читать эти древние надписи. Проблема состоит в том, что до сих пор никто не может определить смысл слов и предложений, потому что этрусский язык с большой вероятностью является далеким неиндоевропейским языком Европы, а у деятелей науки практически нету опыта в дешифровки такого рода информации (за исключением баскского все аналогичные языки вымерли).
Конечно, существую так называемые глоссы древних авторов, которые обладали знанием этрусского языка и оставляли в своих рукописях объяснения неизведанных слов древнего народа простому обывателю. Но даже помощь античных мыслителей не играет существенной роли в процессе их постижения: количество слов, разгаданных таким удачливым методом не доходит и до ста.
Будущее этрусского языка весьма туманно, но все же в историческом пространстве наблюдается тенденция к ускорению прогресса в таком нелегком деле. Недавние находки римских скрижалей на латыни, полностью посвященных этрусской старине, позволяет археологам надеяться на открытие похожего материала с переводом на этрусский, ведь тогда это неминуемо приведет к дешифровке.