CV, портфолио, презентация — 3 кита каждого художника. Учимся тонкостям «Апеллесной» канцелярии у участницы ARTLIFE FEST 2022 Насти Миро.
CV
1. Самое главное для художника — иметь грамотное CV с избранными коллективными и персональными выставками, а также ярмарками и аукционами. Все это необходимо делить на разделы. Так, например, при подаче заявки на биеннале вам нужно будет указывать только последние мероприятия, в которых вы принимали участие, двух-трёхгодичной давности.
2. Помимо CV с избранными выставками также необходимо иметь полное CV с перечислением всех выставок и участий.
3. Все дипломы храните в одном месте отсканированными, поскольку их нередко запрашивают зарубежные арт-резиденции и конкурсы. Возьмите в привычку фиксировать все достижения в отдельных файлах, чтобы потом судорожно не вспоминать, где вы выставлялись.
Портфолио
1. Сохраняйте хорошие, качественные фотографии с каждой выставки, чтобы дополнить ими свое портфолио. Лучше всего подойдут фотографии с открытия или фотографии самой экспозиции без присутствия людей.
2. Составляя портфолио, не сваливайте все в кучу — так никто его смотреть не будет. Цените чужое время и внимание. В портфолио все должно быть четко структурировано и подписано: начиная от серии заканчивая размером, годом, техникой.
3. Если портфолио отправляется покупателю, отдельно помечайте в серии те работы, которые проданы. Когда у меня просят прислать какую-то конкретную серию, я не исключаю из неё уже проданные работы, а помечаю их отдельно. Делаю я так не из расчета предложить выполнить точную копию (все-таки живописные работы должны быть в одном экземпляре), а чтобы, если потенциальному покупателю понравится какая-то проданная работа, мы могли вместе обсудить реализацию полотна в схожем ключе.
Итак, в портфолио обязательно:
— Делить работы по сериям
— Отмечать размер, технику, год создания
— К каждой серии прилагать либо текст художника (автора), либо текст куратора или искусствоведа. Просто картинки без текста — это не профессионально. При всем желании предоставить зрителю свободу интерпретации, когда художник работает напрямую с галереей или покупателем, он должен отправлять текст, презентующий авторское или кураторское виденье проекта. Да, когда работы видит посетитель на выставке, у него всегда есть выбор: прочитать кураторский текст или обойти его стороной. В случае же отправления портфолио в галереи, на конкурсы и ярмарки здесь такого вопроса стоять не должно — нужно отправлять все.
Как я делаю портфолио?
Под каждый проект: картины, кураторский текст, описание, мое CV на русском и на английском.
Общего полного портфолио художника со всеми сериями у меня нет, поскольку я работаю с разными галереями и к каждой из них относится определённая серия. Именно поэтому, если я отправляю в какую-то новую галерею портфолио, я просто исключаю уже реализуемые другими галереями серии и отправляю блоками те серии, которые находятся в свободном доступе.
Тем не менее, художнику, который пока еще ни с кем не заключил контракт, все-таки необходимо иметь полное портфолио, которое бы включало абсолютно все серии, а точнее выжимки всех серий.
Презентации
Кроме портфолио художники делают презентации — под музеи с конкретным проектом, например. Презентация — это максимально точное описание проекта, но при этом без раскрытия всех карт. Если у художника есть готовый проект, необязательно в презентацию загружать все входящие в него работы: будет достаточно добавить несколько самых удачных или одну, которая больше всего нравится, приложить кураторский текст (приветствуется наличие именно искусствоведческого текста) и описание тех работ или части проекта, которые, допустим, ещё не созданы. Иметь презентации под неготовый проект для музеев, галерей или потенциальных спонсоров — это действительно очень важный момент. Здесь все обязательно должно быть красиво и выверено, если художник серьезно нацелен на сотрудничество.
Художнику очень важно активно участвовать в различных конкурсах, особенно стоит участвовать в премиях. Это вообще не зазорно. К счастью, даже в России их очень много.
Когда назревает какой-то хороший, качественный проект, то можно смело делать презентацию и отправлять ее — на биеннале молодого искусства, на премию Курехина, на премию Кандинского… Презентации конкретных проектов в первую очередь нужны для этого.